Сезон квартирного кидалова. Переселенцам на заметку
В то время, как волонтеры публикуют отчеты о сотнях пристроенных, обогретых, накормленных переселенцах Донбасса, юристы собирают другую статистику. Противоположную. Счет пока идет на десятки, однако уже сегодня можно говорить о тенденции: у квартирных аферистов начался свой "сезон". Люди, бегущие от войны, оказались слишком легкой добычей для "кидал". Издание "ГОРДОН" выясняло, как не попасть в ловушку.
Аферисты, профессионалы в области "сорвать куш на человеческой слабости" – тема стара, как уголовный кодекс (с которым они, в свою очередь, сосуществуют как параллельные прямые, не пересекаясь). Новый оттенок ее омерзителен. У харьковского юриста Екатерины Бережной только за последний месяц собралась увесистая папка – 15 дел-близнецов.
"Схема, как под копирку: перепуганные беженцы в чужом городе и "спасители"-риелторы, которые их "прямо сейчас поселят, только деньги вперед". Люди отдают последнее, подписывают любую "филькину грамоту", лишь бы поскорей где-то накормить и уложить детей", – рассказывает Екатерина.
Семья Живеляк из Мариуполя – типичная иллюстрация словам юриста. Трое взрослых и трое детей, младшему мальчику всего пять месяцев.
"Как только в городе стало неспокойно, мы собрали детей, сели в поезд и поехали в Харьков. Тут ни друзей, ни знакомых, никого. Вышли из вагона, на вокзале купили газету с объявлениями "сдам квартиру" и стали звонить. Оказалось, никто не хочет сдавать квартиру семье с детьми. Кусочек они от нее откусят, что ли?", – искренне удивляется Яна Живеляк.
Семья Живеляк: Яна, Олег и их сын – семиклассник Миша. Фото: Анна Гин / Gordonua.com
Детей взрослые оставили на вокзале и отправились искать жилье по агентствам недвижимости. К вечеру почти нашли.
"Нам показали фотографии квартир, я выбрала ту, что понравилась. Сотрудница говорит: "Стоимость аренды квартиры в месяц – две с половиной тысячи гривен. Оплачивать сейчас". Я ее переспросила: "А ваши услуги сколько стоят?". Она ответила: "Стоимость услуг входит в эту сумму".
Яна кивнула, отдала деньги, подписала договор и получила в агентстве бумажку с приблизительным адресом (улица и дом, без номера квартиры) и мобильным хозяйки. В назначенное время встречи женщина в сером спортивном костюме не явилась.
Записка стоимостью 2500 гривен. Фото: Анна Гин / Gordonua.com
Назад в агентство семья возвращалась уже с волонтером Юлией, которая взялась помочь разобраться в "недоразумении".
Олег, муж Яны, сориентировался в ситуации на первых аккордах разбирательства – включил диктофон в мобильном телефоне. Сегодня, прослушивая запись, взрослые просят детей пойти поиграть.
Сотрудник агентства: "Что вы от меня хотите? Другой вариант вам дать?".
Волонтер: "Вы не выполнили свою работу, люди остались на улице. Дети сидят на вокзале".
Сотрудник агентства: "Не рассказывайте мне, как работать! Приходит тут непонятно кто и раскрывает рот".
Волонтер: "Я – кандидат наук".
Сотрудник агентства: "Кандидат наук? Да срать я хотела на это!".
Яна, переселенка: "Послушайте, но эта ваша хозяйка не вышла…"
Сотрудник агентства: "А вы думали, с вами кто-то брататься будет? Люди боятся переселенцев, и вы это прекрасно знаете. Вы должны быть ниже травы, тише воды".
Яна переселенка: "Нет, девушка, я тоже человек и я не бесплатно решила где-то пожить, я ни у кого квартиру не отбираю".
Сотрудник агентства: "Было очень много случаев, когда люди поселялись, месяц платили, а потом рассказывали, что у них денег нет".
Олег переселенец: "Не надо нас со всеми равнять, пожалуйста".
Сотрудник агентства: "Скажите спасибо, что мы вообще вами занимаемся".
После скандала семье Живеляк выдали еще пару бумажек с адресами потенциального жилища, но Яна уверяет, что таких адресов они попросту в городе не нашли. За деньгами больше вернуться не пытались, потому что вчиталась в договор.
Оказалось 2,5 тысячи гривен – это оплата информационных услуг.
Юристы настоятельно советуют читать договоры. Фото: Анна Гин / Gordonua.com
Снять квартиру, в конце концов, семье помогли все те же волонтеры. "Делом агентства" занимаются юристы.
"Решить его в пользу пострадавших практически нереально, – признается Екатерина. – Для суда важен документ, бумага. А там что? Там, как правило, подпись клиента. Причем в аккурат под словами "с условиями ознакомлен, претензий не имею".
"Все эти агентства работают по одной схеме. По договору они оказывают информационные услуги, а деньги берут как за месяц аренды квартиры. У них сейчас лучший сезон – беженцы идут потоком. С детьми, собаками, стариками. Уставшие, напуганные. Кто будет вчитываться в эти бумажки? Подписывают не глядя.
Сумму просят разную, в зависимости от возможностей клиента. На глазок оценивают, фиксированного прайса у них нет. Те ситуации, с которыми я столкнулась, – это суммы от 800 до 3000 тысяч гривен.
Дальше – дают адрес, по которому можно ехать и якобы вселяться. Там никто никого не ждет, чаще всего. Расстроенные люди возвращаются в агентство, а им говорят: "Вы почитайте-ка договор, который подписали".
Среди моих клиентов есть одна девушка, которая очень внимательно читала договор. Подписала она, правда, совсем другую бумагу.
Берут эти агентства обыкновенные бесплатные объявления из газет, выписывают адреса и продают эти бумажечки за баснословные деньги. То есть "оказывают информационные услуги" согласно договору. Все очень примитивно.
В суде подобные дела, как я уже сказала, практически не имеют перспектив. Этими вещами должна заниматься милиция. Но не занимается. Есть у меня подозрения, что у подобных агентств есть влиятельные "ангелы-хранители".
Из 15-и случаев, с которыми я работаю, заявления в милицию готовы писать всего четыре семьи. Люди говорят прямым текстом: "Чужой город, я боюсь, мне страшно. Если такие фирмы безнаказанно существуют, за этим точно кто-то стоит. Мы сейчас пожалуемся, а завтра нас придут убивать".
Миша и Вита. Фото: Анна Гин / Gordonua.com
Вместо вывода. Практические советы юриста, как не попасться аферистам:
Имя агентства, сайт и офис.
У крупного агентства с именем и хорошей репутацией обязательно есть качественный сайт. С реквизитами, телефонами, адресами, подробными условиями сотрудничества, фиксированными расценками на услуги. Есть приличный офис, а не комнатка "два на два".
Листочек с адресом.
Никогда в добросовестном агентстве вас не пошлют куда-то с каким-то листочком на самостоятельные поиски жилья. С вами либо выезжает агент, либо хозяин квартиры приезжает на встречу с вами в агентство.
Предоплата.
Никто в нормальном агентстве недвижимости не попросит вас заплатить деньги до того, как вы пообщались лично с хозяином квартиры и заключили договор аренды. Но даже на этой стадии могут кинуть. Хозяина квартиры или дома нужно обязательно просить показать документы на квартиру. Если человек начинает юлить, прятать глаза – это плохой знак. Вас, вероятно, пытаются надуть.
Договор.
Не хочется читать, но надо. Обязательно. Особенно то, что написано мелким шрифтом. Запомните правило: чем мельче шрифт, тем интереснее информация там содержится. Еще бывает не мелким печатают, а бледным шрифтом. Выглядит это как техническая ошибка, сбой печати. В бледном шрифте, как и в мелком – все самое важное.