Жизнь "по графику". Да будет ли свет?
Веерные отключения стали настоящим бедствием для жителей Украины. Тем более, что поначалу они проводились без предупреждений и вне всякого графика. В Коломые хирургу пришлось заканчивать операцию по удалению аппендицита при свете фонарика. В Ирпене застряла в лифте женщина с грудным ребенком, а в Харькове едва не попадали с эскалатора покупатели в одном из торговых центров. Четыре раза в день на несколько часов останавливали работу банки, магазины и парикмахерские. В Чернигове предприятия вынуждены были перейти на ночной режим работы.
Но украинцы с пониманием отнеслись к форс-мажору и говорили, что готовы потерпеть, только вот не могли понять, почему местные власти отказываются упорядочить отключения в соответствии с четким графиком.
Кстати, на вопрос, почему этот график поначалу так и не был составлен, изданию "ГОРДОН" не смогли ответить даже в НЭК "Укрэнерго", которая выполняет задачи диспетчера объединенной энергосистемы Украины, сославшись на то, что графики регулируются местными предприятиями "Облэнерго". Но на гневные звонки потребителей там отвечали, что об отключениях и сами узнают лишь за десять минут.
Спустя неделю энергетики, видимо отойдя от стресса, графики все-таки выработали, и украинцы наконец-то смогли ознакомиться с ними, чтобы четко понимать, с какого времени и как надолго замрет жизнь в квартире, офисе, или на предприятии.
Жить "по графику" до конца 2014-го, который еще и в этом стал для Украины годом испытаний, нам придется уж точно. А вот как дальше – зависит от того, насколько быстро удастся восполнить запасы угля.
Еще в августе Украина заключила договор о поставках миллиона тонн угля из ЮАР на сумму 384 млн. гривен. Пока уголь шел в Украину, наступила зима, а когда его опробовали на украинских ТЭС, оказалось, что он некачественный.
В начале декабря Генеральная прокуратура Украины задержала руководителя ГПВД "Укринтерэнерго" Владимира Зиневича по делу о закупках южноафриканского угля, инкриминировав ему растрату средств государственного предприятия в особо крупном размере. По данным Генпрокуратуры, он заключил контракт о поставках южноафриканского угля, зная, что он непригоден для украинских ТЭС.
Вчера стало известно о том, что Петр Порошенко обсудил возможность закупки угля в Австралии.
Австралия, ЮАР… Имея собственный крупнейший угольный бассейн, Украина вынуждена платить огромные деньги за поставки угля с другого конца света. И жить без света, пока в захваченном Крыму и на большей части оккупированных территорий Донбасса, куда она по-прежнему поставляет электроэнергию, перебоев нет.
Закупать уголь в "ДНР" и "ЛНР" Украина отказалась. В связи с этим так называемые премьер-министры самопровозглашенных республик обратились к России с просьбой не поставлять в Украину уголь тех марок, которые добывают на Донбассе.
Журналист издания "ГОРДОН" пообщался с директором Змиевской ТЭС Игорем Бабенко, чтобы узнать, как долго еще будут продолжаться аварийные отключения электроэнергии.
Все тепловые станции Украины были рассчитаны на уголь, который отправлялся с Донбасса
– Игорь Анатольевич, какой запас угля сегодня на Змиевской ТЭС?
– Угля хватит на десять дней работы одного блока.
– И что дальше?
– В последнюю неделю уголь уже начал поступать, сейчас идет процесс накопления. Когда начнутся регулярные поставки, будем включать все блоки в работу.
– Откуда поступает уголь?
– Пока получаем тот, что закуплен в ЮАР, – со второй и третьей баржи. С понедельника пошел уголь из России – 50 тысяч тонн, которые по договору предназначались Змиевской ТЭС.
– Значит, на южноафриканском угле все-таки можно работать?
– Наши блоки работают не только на этом угле. Смешивали его и с российским, и с донбасским, что позволяло обходиться без газовой подсветки – сегодня это самый важный приоритет, государственная политика.
– А чем плох уголь из ЮАР?
– У него низкая калорийность.
– Как же случилось, что запасы угля иссякли? Война на Донбассе идет с лета. Ведь давно уже было понятно, что уголь оттуда нельзя будет доставлять, да и добыча там сократилась во много раз. А зиму никто не отменял…
– Все тепловые станции Украины были рассчитаны на уголь, который отправлялся с Донбасса. Да, на западе Украины тоже добывают уголь, но это не те объемы, да и там – свои потребители: Бурштынская и Добротворская электростанции. До середины августа уголь с Донбасса поступал, все блоки на нашей станции, кроме тех, что находились на ремонте, работали без перебоев. Даже в час пиковых нагрузок, когда стояла жара, и повсюду включались кондиционеры, мы работали на полную мощность.
Такого, чтобы угля оставалось только на сутки, у нас не было и нет
– Но правительство Украины отказывается покупать уголь у "ДНР" и "ЛНР", а уголь из ЮАР, как оказалось, не годится. Что теперь делать?
– Думаю, нужно вести переговоры с Россией, с Польшей. Но на это тоже уйдет время.
– Как вам работается в столь стрессовой ситуации?
– Такого, чтобы угля оставалось только на сутки, у нас не было и нет. Сегодня есть на 10 дней, потом накопим на 20. С недавним приходом нового министра и руководства в "Центрэнерго" ситуация исправляется. В поселке-спутнике, который рядом со Змиевской ТЭС, тоже отключается электроэнергия, как и по всей Украине, но есть и тепло, и горячая вода. Люди воспринимают это спокойно.
– Назначение нового министра энергетики Владимира Демчишина по времени совпало с началом аварийных отключений. И сразу заговорили о том, что в энергетике он не специалист…
– Есть такие специалисты, которым и диплом энергетика не поможет, а есть топ-менеджер, умеющий наладить работу с помощью профессионалов.
– Как вы считаете, мы всю зиму так и будем жить "по графику"?
– Думаю, через пару недель ситуация улучшится. 15 декабря выйдет из ремонта атомный блок на Хмельницкой АЭС, 30 декабря – на Запорожской. Еще в понедельник ситуация была очень сложная, зато к концу недели отключения стали намного более прогнозируемыми. Но больше ничего не могу сказать – я уголь не поставляю.