Домашние солнечные электростанции: кого и почему ограничивает новый закон G

Бондарчук: Для домашних солнечных электростанций новые правила могут стать серьезным препятствием для расширения
Фото: EPA

Принятый Верховной Радой закон об обеспечении конкурентных условий для производства электроэнергии создает сложности для домашних электростанций, но не решает проблему недобросовестных инвесторов, которые строят солнечные электростанции промышленных масштабов, а выдают их за домашние и пользуются преимуществами "зеленого" тарифа. Об этом в колонке для издания "ГОРДОН" написал старший юрист ILF Иван Бондарчук. Он проанализировал документ и объяснил, как изменятся условия для работы солнечных электростанций.

25 апреля Верховная Рада приняла законопроект №8449-д и коренным образом изменила регулирование отрасли возобновляемой энергетики Украины. Среди прочего в текст закона попала поправка №24, которая ограничивает возможность для владельцев солнечных электростанций, установленных на земле частных домохозяйств, продавать электроэнергию по более высокой цене (по "зеленому" тарифу), чем та, которая произведена на традиционных электростанциях.

Закон предусматривает, что "зеленый" тариф применяется только к электрической энергии, произведенной из энергии солнечного излучения, и если электростанция отвечает следующим условиям:

  • энергия производится генерирующими установками частных домохозяйств, 
  • их мощность не превышает 50 кВт,
  • генерирующие установки установлены на крышах и/или фасадах зданий и других капитальных сооружений.

Что именно это меняет и для кого

Ранее продавать энергию по "зеленому" тарифу мог любой человек, установивший в своем домохозяйстве солнечную электростанцию (СЭС) мощностью до 30 кВт. По новым правилам, максимальная установленная мощность электростанций увеличится до 50 кВт.

По новому закону электростанции должны располагаться исключительно на крышах и/или фасадах зданий. Следовательно, для заключения договора купли-продажи электроэнергии по "зеленому" тарифу владельцу СЭС необходимо подтвердить право собственности или пользования сооружением, где установлены солнечные панели.

Зарегистрировать право собственности можно только на те здания или сооружения, которые не могут быть отделены от земельного участка и перемещены без существенного обесценивания. Другими словами, сооружение должно иметь фундамент, быть "капитальным", а не временным. А чтобы зарегистрировать право собственности на такие сооружения, необходимо выполнить еще ряд условий: соблюдать порядок строительства и ввода в эксплуатацию, который предусмотрен законом "О регулировании градостроительной деятельности".

Для большинства простых сооружений это несложно. Необходимо просто внести в Реестр разрешительных документов Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины сообщение о начале строительных работ, а впоследствии – декларацию о готовности объекта к эксплуатации. Эти действия можно выполнить онлайн через электронный портал административных услуг.

Законопроект предлагает альтернативу тем, кто не готов заниматься строительством и хочет разместить солнечные панели прямо на своем земельном участке. Все вышеупомянутые ограничения не касаются комбинированных ветро-солнечных генерирующих электроустановок. То есть если ваша домашняя электростанция, кроме солнечных панелей, включает в себя ветровую турбину (ветряк), то все ее компоненты (и турбина, и солнечные панели) могут быть размещены прямо на земле. Но размер "зеленого" тарифа для таких установок меньше на 10–25% (зависит от года постройки установки).

Для чего нужны эти изменения

Парламентарии и представители Кабмина настаивают, что новые ограничения призваны бороться со злоупотреблениями крупных инвесторов, которые занимаются так называемым дроблением. Такие инвесторы выкупают большое количество земельных участков в одном месте и строят десятки мелких, якобы "домашних" СЭС вместо одной промышленной, для работы которой необходимо иметь землю со специальным целевым назначением, пройти большое количество регуляторных процедур.

В итоге такие хитрые инвесторы тратят меньше средств на реализацию проекта и получают "зеленый" тариф для домашних СЭС, который выше, чем тариф для промышленных СЭС. Это противоречит идеологии "зеленого" тарифа. Ведь домашние СЭС должны продавать только излишки энергии, которые не используются ими для собственного потребления.

Кабмин также считает, что закон позволит сдерживать рост цен на электрическую энергию. Но такая позиция является не слишком обоснованной, учитывая рыночную долю электроэнергии, произведенной домохозяйствами в общем объеме производства электроэнергии, – она меньше 1%.

Защитники домашних СЭС утверждают, что "зеленый" тариф для таких станций – важный инструмент поддержки устойчивого развития и распределенной генерации. Усложнение механизма замедлит развитие этого направления, ведь площади крыш и фасадов капитальных сооружений домохозяйства, как правило, недостаточно для размещения мощной СЭС с выгодным сроком окупаемости.

К тому же нововведения полностью не закрывают возможности для злоупотреблений путем дробления крупных СЭС на малые. Правила для домашних СЭС все равно остаются более привлекательными по сравнению с регуляторными процедурами, которые нужно пройти инвестору для строительства полноценной промышленной электростанции.

Иными словами, законодатели и правительство проблему актуализировали: солнечные электростанции промышленных масштабов пользуются преимуществами "зеленого" тарифа, который предусмотрен для домашних СЭС, и таким образом обходят требования закона. Но принятые изменения не решают этот вопрос, а лишь немного усложнят жизнь нечестным владельцам СЭС. А вот для настоящих домашних СЭС новые правила могут стать серьезным препятствием для расширения. Чтобы исправить возникший перекос, ряд экспертов заявили о необходимости подготовки отдельного законопроекта, регулирующего работу домашних СЭС.