Гриценко: Есть сценарий, когда президентом ставят Тимошенко, спикером – Медведчука, премьером – Бойко

Анатолий Гриценко: Хочу видеть, кто из мародеров-коррупционеров осмелится помешать президенту с честными, нормальными устремлениями делать позитивные изменения. Этот человек будет сметен и арестован, отдан под суд немедленно
Фото: Анатолій Гриценко / Facebook

В интервью "ГОРДОН" кандидат в президенты Украины, министр обороны в 2005–2007 годах, лидер партии "Гражданская позиция" Анатолий Гриценко рассказал, готов ли у него список олигархов, которых собирается посадить за решетку в случае победы на выборах в 2019-м, почему считает, что "электорально фамилию Порошенко нужно забыть", кто разработал сценарий, по которому "президентом ставят Тимошенко, спикером – Медведчука, премьером – Бойко", кто стоит за кампанией по его дискредитации, что будет с теми, кто "осмелится помешать президенту с честными устремлениями" и почему считает будущие выборы решающими в судьбе страны и всех ее граждан.

Возьмите первые пять фамилий из соцопросов: Тимошенко, Гриценко, Бойко, Рабинович, Порошенко. А теперь вычеркните оттуда мою. Вы осознаете этот "выбор"?

– Кто ваш избиратель на будущих президентских выборах, у вас есть собирательный портрет?

– На прошлых выборах это, в основном, люди возрастной категории 45+. Они ходят голосовать, думают и беспокоятся о стране, ее будущем. Преимущественно это граждане со средним специальным и высшим образованием. Примерно треть из них – пенсионеры в селах, областных центрах и крупных городах. Это социология показывает.

– А что социология показывает в возрастной группе до 45 лет?

– В сегменте 18–29 лет молодежь редко ходит на выборы. Не только в Украине, во всем мире. Это не значит, что мы не будем работать с молодежью. Будем. В нашей команде много молодых ярких ребят и девчат. Будем делать все, чтобы максимально достучаться до молодого гражданина, стимулировать и мотивировать, чтобы он пошел голосовать.

– Смотрю на первую десятку нынешних президентских рейтингов и не чувствую ничего, кроме отчаяния и безнадеги. Либо одни и те же лица, которые по 20–25 лет крутятся в политике, либо дутые телевизионные персонажи. Почему среди всех кандидатов мне, к примеру, стоит выбрать вас?

– Мы все должны осознать, где находимся – возле красной линии, вплотную подошли к точке невозврата. Это не обычные выборы, а выборы решающие. Результатом может стать либо полная потеря субъектности Украины, ее исчезновение как целостного государства, либо быстрое движение вверх. Движение не темпами 1,5–2% роста в год, как сейчас, а 8–10% в течение 10 лет как минимум. Вот фактический выбор, третьего не дано.

Петлять дальше не получится. Прежде всего, по вине нынешней власти мы, к сожалению, стремительно скатываемся в недееспособное государство, failed state. Во всех сферах: образование, наука, технологии, эмиграция, пенсии, налоги, бюджет, реформы и так далее. Суверенитета по факту уже нет. Демократии тоже, ее и не может быть в стране, где 2/3 населения либо сидят на субсидиях, либо о них мечтают.

Июль 2018-го, Донбасс. "Это выборы решающие. Результатом может стать либо исчезновение Украины как целостного государства, либо быстрое движение вверх. Третьего не дано". Анатолий Гриценко на встрече с избирателями. Фото: Анатолій Гриценко / Facebook

– Очень сомнительное утверждение, что в Украине нет демократии.

– Демократии в принципе не может быть без экономической базы, иначе демократия превращается в охлократию или ритуальные процедуры. Демократия опирается на твердый средний класс, на широкую прослойку гражданского общества. У нас на фоне такой экономики и такого управления государством средний класс либо выпадает в осадок, либо уезжает из страны. Сотнями тысяч уезжает.

Мы теряем перспективу как государство, переходим в режим внешнего управления, где Украина будет интересна только как ресурсная база и рынок сбыта. И все, тогда прямиком попадем под зонтик Путина. Попадем при почти молчаливом согласии Запада, который вот-вот махнет на нас рукой: если вы такие недееспособные, не хотите за себя бороться, почему мы должны постоянно вами заниматься? Украинская власть заколебала всех вокруг, в том числе Запад.

– При всем уважении, я эти алармистские заявления слышу последние, как минимум, лет 15 перед каждыми выборами: все, последний бой, проголосуете не за того – Украина погибнет. Воспринимаю такую риторику как предвыборный популизм.

– С одним принципиальным отличием. Экономика. Когда стоял первый Майдан, экономика страны росла на 12% в год. И был средний класс, который первым вышел на протест 2004 года. Сегодня в стране нищета.

Возьмите первые пять фамилий из соцопросов: Тимошенко, Гриценко, Бойко, Рабинович, Порошенко. А теперь вычеркните оттуда мою фамилию. Вы осознаете этот "выбор"? Добавьте к этому списку олигархов, которые стоят за каждым из оставшихся четырех кандидатов. Наложите на это их жизненные и моральные принципы. А теперь ответьте на вопрос: при таком "выборе" у страны есть будущее?

Вот на самом деле выбор, который стоит перед всеми нами. Это не вопрос моих планов и амбиций. Я абсолютно счастливый человек, у меня прекрасная семья, я еще столько не увидел в жизни, не дочитал, не досмотрел, не дослушал… Но сегодня понимаю, какой сложный путь должен пройти.

Меня не интересует миллиард долларов, а другого/другую из списка кандидатов в президенты интересует и интересовал постоянно

– Допустим, я ваш потенциальный избиратель. Какие у меня гарантии, что вы не превратитесь в Ющенко-2? Виктор Андреевич тоже много правильных вещей говорил, а в итоге оказался абсолютно бесхребетным руководителем, расплодившим вокруг себя кумовство, коррупцию и дрязги.

– А почему вы сравниваете меня с Ющенко?

– Потому что вы вызываете человеческие доверие и симпатию, как и Ющенко в 2004-м. Но у меня как избирателя есть травматический опыт пребывания Виктора Андреевича на посту президента, я не могу это не учитывать.

– Мне 60 лет, Тимошенко – 57, Бойко – 59, Порошенко – 52 года. В таком возрасте люди не меняются. Характер человека, жизненные ценности и моральные принципы формируются, когда ребенок лежит поперек кровати, когда вдоль – уже поздно. Так моя мама говорит, и она права. Мы давно сформированы как личности. И наши принципы, ценности, моральные стандарты проверялись годами на ваших глазах. Вот это гарантии, других нет.

Я недавно встречался с двумя крупными предпринимателями, которые работают в белую и готовы финансово поддержать мою предвыборную кампанию. Они по-другому сформулировали ваш вопрос: "Мы хотим видеть президентом человека, который не на словах, а на деле даст стране перспективу. Для нас психологический критерий простой: если на стол положат миллиард долларов, президент Гриценко на этот соблазн не среагирует. Вы можете нам это гарантировать?" Я ответил: "100%". Меня не интересует миллиард долларов, а другого/другую из списка кандидатов в президенты интересует и интересовал по жизни постоянно. И люди взрослые, повторяю, не меняются.

24 августа 2018 года, Киев, стадион "Олимпийский". Анатолий Гриценко с супругой, главным редактором газеты "Зеркало недели" Юлией Мостовой и младшей дочерью Аней на концерте Святослава Вакарчука. Фото: Анатолій Гриценко / Facebook

– Последние соцопросы показывают, что у вас более чем реальные шансы на победу. При этом очень большое число респондентов, почти каждый пятый, с выбором еще не определился. И тут, ближе ко дню голосования, у избирателя могут перевесить эмоции. Например, тот же Святослав Вакарчук, который публично даже не заявил о желании идти в президенты, уже имеет президентский рейтинг. Подозреваю, если лидер "Океана Эльзы" официально объявит о желании баллотироваться, избиратель выберет его по принципу: пусть лучше молодой-неопытный, но к которому есть доверие.

– Давайте вынесем за скобки Славу Вакарчука из этических соображений, потому что я давно его знаю, мы общаемся, мы с семьей с большим удовольствием сходили на его концерт 24 августа в Киеве. Согласен с вами, эмоция – ключевой мотив голосования, причем во всем мире. При голосовании избиратель на 70% руководствуется эмоцией и лишь на 10% – разумом, изучая и анализируя суть программы кандидата. Такова психология человека.

Давайте говорить не об избирательных технологиях, а об осознании, пусть эмоциональном, важности этих выборов. Я все эти годы постоянно езжу по стране, встречаюсь, общаюсь и чувствую людей. Какие эмоции их сейчас переполняют? Жесткое ощущение несправедливости, унижения, безнадежности, отчаяния и страха перед будущим. Чем дальше от столицы, тем это ощутимее.

Я хочу, чтобы люди поняли: есть возможность здесь и сейчас сконцентрировать мораль, мозги, кадровый ресурс, стратегическое видение и политическую волю, и командой изменить страну. Я хочу дать людям надежду, уверенность, спокойствие и справедливость. Вот моя задача с точки зрения твердой государственной политики. Задача сложная, но ее можно решить, нужно решить, и мы ее решим.

Когда у людей включатся внутренние силы и мощная мотивация, когда каждый почувствует, что сможет реализовать собственный потенциал в Украине – такому народу любые задачи по плечу. Но для этого государство должно создать условия: не давить, не врать, не говорить, что до этого было "по-новому", а теперь будет "совершенно по-новому" или что был старый, а теперь будет "новый курс". Старые заезженные мелодии, обман и фальшь должны уйти. Если это эмоции – пусть будет так, но в моем понимании – это твердое убеждение.

По дискредитации меня работает два штаба, точнее, два человека – Порошенко и Тимошенко, а Коломойский – лишь инструмент

– Готовясь к встрече, зашла на YouTube посмотреть ваши последние выступления, но чуть ли не перед каждым роликом автоматически запускалась видеореклама с очень агрессивным и откровенным, простите, мочиловом кандидата Гриценко. В Facebook тоже полно новосозданных групп по принципу "вся правда о Гриценко"...

– …могу расширить ваш ряд, не только YouTube и Facebook забивают ложью обо мне и моей семье. Мне позвонили знакомые, оказывается, в одном из крупных торгово-развлекательных центров Киева, куда они пришли отдохнуть в выходной день, на экранах потоком шли две рекламы: "Нового курса" Тимошенко и тут же мочилово меня. Людям даже отдохнуть не дают спокойно.

– В роликах, которые я видела, в кадре был ведущий и продюсер телеканала "1+1", который принадлежит Игорю Коломойскому. Где вы так Игорю Валерьевичу насолили?

– Это не Коломойский. По дискредитации меня работает два штаба, точнее, два человека – Порошенко и Тимошенко, а Коломойский – лишь инструмент. Он симпатизирует Юлии Владимировне Тимошенко, о чем открыто сказал.

– Почему Коломойский согласился быть "инструментом"?

– Это вы его спросите. Мне трудно сказать, я с ним не знаком, никогда не общался, никаких дел с ним вообще не имел.

– Может, Игорь Валерьевич к вам гонцов посылал на предмет прощупывания кандидата в президенты, а вы их обидели?

– Наталия, еще раз: за информационной кампанией против меня стоят два человека – Порошенко П.А. и Тимошенко Ю.В.