Илларионов: Порошенко нужно избегать встреч в нормандском формате G

Илларионов: Представления о том, что Минские соглашения снизили интенсивность боев на востоке Украины, являются мифом

Фото: Сергей Крылатов / Gordonua.com

Президенту Украины Петру Порошенко необходимо инициировать выход Киева из Минских соглашений, так как их выполнение приведет к потере правовых оснований для возвращения оккупированных территорий Донбасса, заявил изданию "ГОРДОН" российский экономист Андрей Илларионов.

Если Украина не хочет допустить легального отчуждения собственных территорий, властям страны необходимо отказаться от Минских соглашений. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил российский экономист Андрей Илларионов.

Выполняя Минские соглашения, Украина теряет правовые основания для возвращения оккупированных территорий Донбасса

Украине некого винить, кроме своего президента, подписавшего Минские соглашения. Ведь именно из них вытекают действия президента РФ Владимира Путина, канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда. Во время переговоров с представителями Украины они требуют буквального выполнения Минских соглашений. Последовательность совершения действий, о которой говорит Олланд, прямо прописана в Минских соглашениях. А именно: сначала – проведение местных выборов и только потом – передача контроля над государственной границей украинским властям.

Еще в феврале 2015 года мы с коллегой А.Пионтковским предупреждали об опасности Минских соглашений, в которых была прописана и закреплена подписями лидеров четырех государств именно такая последовательность действий. Да, первым пунктом там указывается требование прекратить огонь. А вот что касается восстановления контроля над границей, то там четко прописано, что оно обеспечивается только после проведения местных выборов. Именно поэтому Минские соглашения представляют исключительную угрозу целостности Украины.

Если Украина не хочет допустить легального отчуждения своей территории, то необходимо либо выходить из Минских соглашений, либо добиваться их пересмотра. Без выхода Украины из Минских соглашений западные партнеры будут настаивать на их выполнении. То есть: сначала проведите выборы, а потом мы постараемся вернуть вам контроль над границей. Но они не смогут этого сделать.

Глава МВД Арсен Аваков прав, заявляя о неизбежности сдачи территорий в случае выполнения требований Запада. Но свой драматический пост в Facebook ему нужно было адресовать прежде всего не Олланду, а президенту Украины Петру Порошенко.

Конечно, при выходе из Минских соглашений в адрес Украины пойдут обвинения. Но украинская делегация, что, не знала, какие документы она подписывала? Если опасаетесь обвинений, то тогда отдавайте территорию. Причем в этот раз отдавать землю Украина будет не в результате наглой агрессии, а в рамках юридического соглашения, самой Украиной подписанного. Вероятность утраты территорий высока в обоих случаях. Однако в одном случае это будет незаконно с украинской точки зрения, а во втором – вполне законно. Из двух вариантов – плохого и очень плохого, лучше ограничиться просто плохим.

То, что происходит в Украине сейчас, означает подготовку к легальной отдаче этих территорий. Мы не знаем, сколько времени потребуется на то, чтобы восстановить украинский контроль над Восточным Донбассом, но Украине важно сохранять права на него. Выполняя Минские соглашения, Украина теряет правовые основания для возвращения оккупированных территорий Донбасса.

Мы видим, что предпринимались попытки отведения украинских войск от линии разграничения. Предпринимались попытки внести изменения в Конституцию. При этом я не слышу никакой внятной реакции на это со стороны украинских властей. Аваков не является ни президентом, ни премьер-министром, ни главой МИД. Согласно Конституции, за внешнюю политику отвечают прежде всего они.

Да, то, что сейчас требует Запад, это очень плохой вариант. Но несмотря на то, что все внимание привлечено к заявлению Олланда и возможной встрече в Берлине, главная проблема находится в Киеве. Она заключается в непринятии украинской властью принципиальной позиции по отношению к Минским соглашениям, которые лишают Украину контроля над значительной частью собственной территории.

Что такое "нормандский формат"? Такой организации нет

Олланд сделал так, чтобы не отменять визит Путина, а чтобы президент РФ сам вынужден был бы отказаться от поездки во Францию. Предметом разногласий относительно поездки в Париж является не Украина, а Сирия. Французы преследуют свои собственные интересы, которых гораздо больше на Ближнем Востоке, чем в Украине. Поэтому нынешняя "парижская история" является отражением разногласий Франции с Россией именно по Ближнему Востоку.

Если Порошенко собирается отстаивать интересы своей страны, то для него, с дипломатической точки зрения, не обязательно ехать в Берлин. Кроме этого, нужно де-юре выйти из Минских соглашений.

Наконец, есть еще один вопрос. Каков правовой статус так называемого "нормандского формата"? Это что за международная организация? Какое право имеют руководители Германии, Франции, России решать судьбу Украины? На каком юридическом основании существует этот формат? Есть хорошо известные форматы в рамках действующих межждународных организаций – Совбез ООН, Генассамблея ООН, ОБСЕ. В конце концов, есть документ под названием "Будапештский меморандум". А что такое "нормандский формат"? Такой организации нет.

Если украинским властям поступать ответственно перед своим народом, то надо выходить не только из Минских соглашений, но и из т.н. "нормандского формата". И переходить, например, к "будапештскому формату", базирующемуся на действующем международно-правовом документе – Будапештском меморандуме. Либо же обращаться в другие международные организации, какие имеют соответствующие полномочия и членом которых Украина является. Задача для украинской дипломатии – обеспечить выполнение подписантами Будапештского меморандума их обязательств. Что касается "нормандского формата", то хорошо известно, что Германия и Франция никаких обязательств перед Украиной не брали и соответственно не несут.

Не взяв на себя никаких обязательств, западные лидеры имеют лишь права. Право оказывать давление либо на Россию, либо на Украину. Они не смогли оказать необходимое давление на Россию, чтобы та вывела войска и вооружения из Донбасса. Теперь они оказывают давление на Украину. Оказалось, что Минские соглашения никак не мешают России проводить военные операции на Донбассе.

Напомню, что захват Дебальцево произошел не до, а после подписания Минска-2. Минские договоренности не повлияли ни на интенсивность огня, ни на число погибших. Поэтому представление о том, что Минские соглашения будто бы снизили интенсивность боев на востоке Украины, является мифом. Минские соглашения не обеспечили ни урегулирования ситуации на Донбассе, ни снижения интенсивности боев. Они лишь прокладывают так называемый "легитимный" путь к разрушению Украины.