"Явно кое-чему научился". Западные СМИ – о том, чего добьется Зеленский в Вашингтоне

Президент Украины прилетел в США 16 октября
Фото: Volodymyr Zelenskyy / Х

17 октября в Белом доме состоится встреча президентов США  Дональда Трампа и Украины Владимира Зеленского, которая может определить дальнейшую судьбу американской военной помощи Киеву и перспективы завершения войны. "ГОРДОН" проанализировал публикации западных СМИ, по какой траектории могут пойти переговоры, а также насколько далеко продвинулась "реабилитация" Зеленского в глазах Трампа после февральского скандала.

"Американские горки"

28 февраля встреча в Овальном кабинете закончилась публичным скандалом, когда Трамп и вице-президент Джей Ди Вэнс обвинили украинского президента в неблагодарности, а Зеленский спросил: "Кто-то из вас был в Украине хотя бы раз?"

Бывший посол США в Украине Бриджит Бринк назвала ту встречу "катастрофой" и одной из причин своей отставки. Напряжение тогда достигло такого уровня, что после конфликта Трамп временно приостановил военную помощь Украине. Следующая встреча 18 августа прошла значительно спокойнее – Трамп отказался от общего саммита с европейскими лидерами и принял Зеленского без них, что свидетельствовало о желании избежать повторения февральской катастрофы. Bloomberg писало, что Зеленский оказался перед выбором между "катастрофической мирной сделкой и гневом Трампа, но благодаря дипломатическому мастерству и готовности идти на компромиссы он сумел избежать обоих сценариев.

В канун новой встречи, 16 октября американский журнал Time заявил, что Зеленскому за полгода удалось кардинально изменить отношение Трампа от прямого противостояния до статуса друга и партнера. Перемену в отношениях лидеров он назвал "головокружительным разворотом судьбы даже по стандартам геополитической волатильности Трампа".

Выражаясь трамповским языком, "внезапно все карты оказались у Зеленского", говорится в статье. Зеленский научился вести себя с главой Белого дома – стал разбавлять просьбы о военной помощи похвалами "видению" Трампа и его дипломатии "мира через силу". Кроме того, авторы считают, что американский лидер начал злиться на нелегитимного президента страны-агрессора России Владимира Путина, не получив ничего взамен на его комплименты с начала каденции, включая встречу на Аляске 15 августа.

Чего ждут Трамп и Зеленский?

Главными темами встречи в пятницу украинский лидер называл противовоздушную оборону и дальнобойные возможности для давления на РФ. Зеленский подчеркнул, что уже обсудил с Трампом видение необходимого количества ракет Tomahawk для Украины. Украинская делегация во главе с премьер-министром Юлией Свириденко, главой Офиса президента Андреем Ермаком и секретарем СНБО Рустемом Умеровым находились в Вашингтоне предыдущую неделю, проводя предварительные консультации с американскими чиновниками.

Трамп в своих комментариях заявил, что "вроде бы принял решение" относительно ракет Tomahawk, намекнув, что само упоминание об их отправке Украине может привести Путина за стол переговоров. 

"Может, мне предупредить Москву, что, если она продолжит отказываться от мирного урегулирования, я могу отправить [Украине] Tomahawk? Они хотят, чтобы Tomahawk летели в их направлении?" – публично задался он вопросом 12 сентября.

Срочный звонок

Прямо перед приездом Зеленского в Вашингтон Москва срочно инициировала телефонный разговор Путина с Трампом. Как сообщил помощник главы Кремля Юрий Ушаков, Путин повторил ранее озвученный тезис о том, что Tomahawk не изменят ситуации на поле боя, но "нанесут существенный ущерб отношениям" между США и РФ.

Зеленский после этого написал в соцсетях, что даже теоретическая возможность получения Украиной ракет Tomahawk заставила Москву вернуться к диалогу с Вашингтоном. 

"Сработавший на Ближнем Востоке импульс укрощения террора и войны поможет окончанию российской войны против Украины. Путин точно не смелее, чем ХАМАС или любой другой террорист", – заявил он.

Ноблевская премия мира. Разочарование или стимул?

СМИ также считают лидерство Трампа в достижении перемирия между Израилем и ХАМАС в секторе Газа ключевым фактором желания главы Белого дома активизировать переговоры по Украине. Politico отмечало, что Трамп теперь с большим оптимизмом смотрит на завершение войны в Украине. Он не скрывал желания получить Нобелевскую премию мира в 2025 году за свое миротворчество.

После объявления соглашения о прекращении огня в Газе офис израильского премьер-министра опубликовал изображение Трампа с гигантской золотой медалью Нобелевской премии на шее, призывая комитет наградить американского президента. Но 10 октября Нобелевский комитет присудил премию венесуэльской оппозиционерке Марии Корине Мачадо, на что Белый дом заявил, что он "поставил политику выше мира".

Эксперты расходятся во мнениях, бросит ли Трамп украинское направление после того, как не получил премию за Газу. CNN считает, что, если Трамп сумеет завершить войну в Украине в ближайший год, он станет серьезным кандидатом на премию 2026 года. MSNBC полагает, что его амбиции только усилились: теперь у него есть еще больший стимул добиться второго крупного мирного соглашения, чтобы в следующем году комитет не смог его проигнорировать.

17 октября: сценарии и прогнозы

Главным результатом встречи Трампа и Зеленского в пятницу может стать четкая формулировка американской позиции по гарантиям безопасности для Украины, считает Council on Foreign Relations. Эксперты американской дипломатической организации отмечают, что на августовской встрече с европейскими лидерами Трамп впервые публично заговорил о готовности предоставить такие гарантии, хотя и не уточнил их форму. Теперь ожидается конкретизация этих обязательств.

CNBC цитирует Майкла О'Хэнлона из Brookings Institution, который считает, что ключевой вопрос – сможет ли США "уговорить президента Зеленского на фактический обмен", отдав часть захваченных россиянами земель в обмен на мирную сделку.

"Это не обязательно должно быть юридически оформлено, и Украина может сохранить свои претензии на всю территорию... Но признать, что пока она не будет воевать за возвращение этой земли", – говорит эксперт.

NBC News обращает внимание на важность соглашения о полезных ископаемых, которое рассматривается как форма "репатриации" за военную помощь США. Издание напоминает слова премьер-минстра Великобритании Кира Стармера по этому поводу.

"Если существует сделка по минералам, то у США есть экономические интересы в Украине, которые сами по себе формируют по крайней мере один элемент любого соглашения о безопасности", – сказал он, подчеркнув, что экономическая привязка США к Украине может стать одной из форм гарантий безопасности.

Несмотря на позитивную атмосферу, огромные препятствия на пути к миру в Украине остаются, предупреждает The Hill. Издание также отмечает постоянный риск того, что Трамп и Путин могут "объединиться против Зеленского", сказав ему – "ты проигрываешь, заключай сделку".

Time признает волатильность, то есть постоянную изменчивость позиции Трампа.

"Маятник может качнуться обратно – и Tomahawk окажутся блефом Трампа, другие договоренности развалятся, и сияние, которое сейчас ощущает Зеленский, окажется мимолетным", – написал журнал за несколько часов до прилета украинского президента в США.

Издание предупреждает, что Трамп может так стремиться к еще одной глобальной мирной победе, что будет давить на Зеленского ради уступок, которые не может принять ни один украинский лидер – например, формального признания российского контроля над Крымом. Однако призывает справедливо оценить то, как Зеленский в беспрецедентных условиях добился расположения Трампа, не уступая интересов Украины.

"На данный момент в головокружительном мире дипломатии Трампа 2.0 засчитайте одно очко украинцам и их лидеру, который явно научился кое-чему с того катастрофического утра в феврале", – резюмирует Time.