– Как вы оцениваете национальный план действий по энергоэффективности до 2020 года в Украине? В чем видите недостатки?
– Этот план нацелен на комплексное повышение энергоэффективности, в том числе за счет компенсации государством части кредита на покупку энергоэффективного оборудования из определенного перечня. Одно из основных направлений этого плана – так называемая термомодернизация зданий и сокращение потребления энергоресурсов за счет мероприятий в бытовом секторе. В целом я положительно оцениваю этот план, остается только ему следовать, что сложнее.
Кроме программы на государственном уровне существует много локальных, городских программ, которые имеют свои особенности в зависимости от региона. Существуют также банковские кредиты на энергосбережение, кредиты для ОСМД и так далее.
Одна из самых важных задач плана – изменение отношения населения к энергоэффективности. Люди должны осознать важность разумного использования энергии и своей роли в этом процессе. Энергоэффективность начинается в головах, и только потом в домах и квартирах.
– Чему нам можно поучиться у Европейского союза в плане энергоэффективности? Что можно перенять уже сейчас?
– Страны Евросоюза в основном направлены на достижение таких целей, как 20/20/20: на 20% сокращение выбросов парниковых газов, на 20% увеличение использования возобновляемых источников энергии и на 20% снижение потребления энергоресурсов.
На государственном уровне в странах Евросоюза идет стимулирование производителей и поставщиков энергии к повышению эффективности производства.
Кроме того, в странах ЕС каждые три года проходит подготовка национального плана действий по энергоэффективности. Не реже, чем каждые четыре года, крупные компании должны проходить энергоаудит. Потребители имеют легкий и свободный доступ к данным потребления энергоресурсов в реальном времени, а также к своей истории потребления. До 2020 года у них запланирована установка порядка 200 млн разумных счетчиков для электроэнергии и около 45 млн – для газа. В частности, у них существуют такие программы стимулирования энергоэффективности городов, как EEA (European Energy Awards), Cit'Ergie. Все это мы можем перенимать уже сегодня.
– Давайте поговорим об электромобилях. Что тормозит популяризацию электромобилей в Украине? Достаточно ли заправок? Есть ли адекватные программы, по которым можно взять в лизинг электромобиль?
– Тормозит популярность электромобилей в Украине их относительно высокая стоимость по сравнению с машинами на традиционном топливе. Кроме этого, важными факторами являются небольшой пробег на одном заряде и относительно небольшое количество специальных заправок. Значительную роль также играет большое время на зарядку аккумулятора. Из-за этого на данном автомобиле будет достаточно неудобно ездить на значительные расстояния.
Также важным является плохая информированность населения о преимуществах электромобилей и существующие мифы об их непрактичности. На данный момент рынок достаточно быстро развивается и количество заправочных станций составляет около 70, причем большинство из них общественные. Кстати, 20 из них находятся в Киеве. Лизинговые программы сейчас существуют в основном для малого и среднего бизнеса, например лизинговая программа от "Укргазбанка".
– Как вы относитесь к опыту англичан по внедрению плавучих электростанций? Возможно ли такое на украинских водохранилищах?
– Я знаком с опытом Великобритании. Они реализовали проект крупнейшей в Европе солнечной электростанции на воде, которая расположена на водохранилище имени королевы Елизаветы II, – более 23 тысяч солнечных панелей, объединенных в одну систему. Это довольно интересный опыт.
Что касается строительства и внедрения такой электростанции в Украине, то я думаю, что это не в ближайших перспективах. Мы должны понимать, что солнечные электростанции таких масштабов, кроме как построенные в Крыму, не имели бы широкого развития. Для строительства такой станции придется привлекать не локальную компанию, а зарубежную, что приведет к значительному удорожанию проекта. К тому же данный проект является пилотным. Думаю, что строительства такой станции в Украине не будет. В ближайшие пять лет точно.
– В Европе уже много лет успешно используют биотопливо, есть ли такие перспективы у Украины? Где и из чего его производят у нас, какое биотопливо можно использовать в индивидуальных целях?
– Что касается перспектив биогаза, то сейчас он в основном используется на собственные нужды предприятий, которые реализовали проекты по получению биогаза. Это такие компании, как "Астарта" и "Укрлендфарминг".
Другим видом биотоплива является биоэтанол, однако его дальнейшие перспективы довольно призрачны из-за противоречия в законодательстве. Твердое биотопливо – пеллеты, производится в основном из древесины, соломы, подсолнечной лузги – более интересное направление. Производство пеллетов является довольно перспективным еще и за счет того, что Украина является одним из крупнейших экспортеров подсолнечного масла. Пеллеты набирают все большую популярность, особенно в связи с повышением цены на газ, однако значительная их часть идет на экспорт.
Твердотопливные котлы становятся все популярнее именно за счет дешевизны топлива. Кроме того, по эффективности этот вид топлива приближается к газовому. Благодаря невысокой стоимости твердотопливных котлов их все чаще можно увидеть в наших домохозяйствах.