40-летний преподаватель истории, гражданин Украины Станислав Клих заявил о применении к нему пыток после его задержания в России. Об этом говорится в его заявлении в Европейский суд по правам человека от 30 июля, которое опубликовал сайт "Открытая Россия".
"После ареста 08.08.2014 ко мне были применены действия с целью вынудить меня дать показания, ко мне были применены незаконные методы дознания и следствия, выраженные в нанесении мне побоев и увечий, в том числе с помощью наручников и электрического тока, длительного стояния на коленях, в результате чего на запястьях рук, коленях, голеностопной части ног имеются многочисленные шрамы", — говорится в заявлении.
По словам Клыха, ему давали алкоголь, а также психотропные препараты, которые вводили внутривенно. Это происходило в изоляторе временного содержания в Зеленокумске и во Владикавказе с 28 августа по 22 сентября 2014 года.
Клиха пытали с целью вынудить его признать, что он якобы был в Чечне в 1994–2000 годах и принимал участие в военных действиях на стороне Дудаева, а также в убийствах военнослужащих на площади Минутка в Грозном, намеревался проводить теракты в разных городах России и якобы с этой целью приехал на территорию РФ.
"Помимо этого, во Владикавказе меня по несколько суток держали на тюремном дворе, не давая ни воды, ни еды. В результате применения данных методов я был доведен до состояния дистрофии, не мог держать в руках ложку, ручку, поскольку кисти рук были вывернуты в результате приковывания к решетке. В экзекуции участвовали неизвестные мне лица в масках, которые перед тем, как начать пытать меня, надевали мне на голову мешок, завязав его сверху скотчем-лентой", — сказано в сообщении.
В допросах, которые, как правило, заканчивались пытками, принимали участие лица, называющие себя ''Юра'', ''Саша'', ''Сергей'', ''Вениамин'', а также сотрудники ИВС и СИЗО Зеленокумска и Владикавказа. После пыток следовала дача показаний сотрудникам следственного комитета РФ.
"Пытки в городе Владикавказе проводились с интервалом в два–три дня, чтобы я мог отдохнуть, меня откармливали за это время, затем следовали пытки с применением тока", — сказано в сообщении.
Клих сообщил, что после его отказа признаваться в участии в боевых действиях в Чечне его поили водкой до потери сознания, били, несколько суток он провел в тюремном дворике без воды и пищи, после чего был препровожден в камеру, где четыре ночи спал на полу без матраса.
Затем три ночи его снова пытали током, расспрашивая о Чечне и Крыме. Если пытавшего его мужчину не устраивал ответ, он увеличивал напряжение.
"После каждой экзекуции ко мне заходили люди в масках, которые смазывали зеленкой, йодом мои раны на руках и ногах, поскольку в некоторых местах кожа стерлась практически до костей (до сих пор я не могу встать на колени, носить наручники, поскольку слой кожи на руках до сих пор очень тонкий)", — написал Клих в заявлении.
Позднее пытки прекратились, Клиху принесли молоко и мед, начали кормить, дали матрас и разрешили спать на кровати Но через два дня снова забрали матрас, предметы гигиены. "В камеру зашел ''Саша'', несколько раз ударил меня по ребрам и ногам и сказал, что на допросе я должен сказать, что я перерезал горло двум российским солдатам на пл. Минутка", — написал Клих.
Клих был задержан в Орле, куда приехал по личным делам в августе 2014 года. "Я уверена, что Стаса пробили по спискам УНА-УНСО, когда он приехал в Орел и зарегистрировался в гостинице", — говорит его адвокат Марина Дубровина. Она сообщила, что по словам Клиха, когда он учился в университете на историческом факультете в 1991–1992 годах, всем студентам предлагали вступить в Украинскую национальную ассамблею, и все они туда записывались. Через несколько лет он хотел оттуда выйти, потому что, по его мнению, партия стала слишком радикально националистической, однако не смог этого сделать, так как никакого механизма выхода из этой организации не было предусмотрено.
Главное следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу завершило расследование уголовного дела в отношении граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клиха, которые, по версии российского следствия, виновны по статьям "руководство и участие в банде" и "убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга".
Российские следователи заявили, что собрали достаточную доказательную базу, в связи с чем уголовное дело в отношении Карпюка и Клиха направлено в суд.