Основатель Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) оппозиционер Алексей Навальный заявил, что подает в суд шесть исков против генпрокурора РФ Юрия Чайки, соответчиками по которым будут российские издания "Дождь", Slon, "Ведомости", "Коммерсант", РБК и "Эхо Москвы".
По словам оппозиционера, московские суды три раза отказывались принимать заявления ФБК, поэтому он использует юридическую конструкцию, которая усложняет властям возможность отказать в иске. Навальный отметил, что использовал решение Пленума Верховного суда, согласно которого в делах о защите чести и достоинства ответчиком может быть и СМИ, и автор оспариваемого высказывания. А подсудность в этом случае определяется самим истцом.
В связи с этим ФБК подал в суд на генпрокурора Чайку и: РБК (Гагаринский районный суд Москвы), "Ведомости" (Останкинский районный суд Москвы), "Коммерсант" (Тверской райсуд), "Дождь" (Останкинский райсуд), "Слон" (Тверской райсуд) и "Эхо Москвы" (Пресненский райсуд).
"Заранее извиняюсь перед уважаемыми СМИ за неудобства, увы, мы вынуждены сделать их формальными ответчиками, чтобы заставить суды принять наши иски и, вообще, попытаться найти суд, готовый рассмотреть наш иск", – пояснил он.
По словам Навального, являющиеся соответчиками СМИ будут иметь доступ к материалам дела, даже если суд будет проходить в закрытом режиме. Он также пообещал исключить часть СМИ из числа ответчиков по их желанию, когда делу дадут ход. Оппозиционер также подчеркнул, что никаких материальных требований в иске не заявлено.
1 декабря Фонд борьбы с коррупцией опубликовал расследование, в котором рассказал о греческой недвижимости, швейцарских счетах и преступных схемах Артема Чайки, сына генерального прокурора России Юрия Чайки.
Генпрокурор РФ назвал расследование команды оппозиционера Алексея Навального "лживым", "беспочвенным" и "заказным", а 14 декабря в письме газете "Коммерсантъ" назвал закачиком и инвестором публикации проживающего в Лондоне американского инвестора Уильяма Браудера и стоящие за ним спецслужбы.
К Чайке был подан иск о защите деловой репутации ФБК, а также о защите чести, достоинства и деловой репутации трех сотрудников фонда – Алексея Навального, Георгия Албурова и Любови Соболь. Три российских суда отказались рассматривать это дело.