Как Порошенко не послушал Конфуция, или Как там дела с "неотложными реформами"? G

Как Порошенко не послушал Конфуция, или Как там дела с "неотложными реформами"? Петр Порошенко: У нас будет четыре года без выборов, без популизма
Фото: EPA / UPG
Избиратели хорошо запомнили формулировку президента Украины Петра Порошенко о предстоящих решительных шагах по развитию страны. И если это обещание он не выполнит, то станет в ряд с предшественниками: Виктором Ющенко, обещавшим "бандитам – тюрьмы", и Виктором Януковичем, сулившим украинцам евроинтеграцию, прогнозирует в своей статье колумнист издания "ГОРДОН" Евгений Кузьменко.

Еще старик Конфуций говорил: "Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание – есть долг".

Президент Украины Петр Порошенко труды великого китайского мыслителя вряд ли читал. Иначе не стал бы во всеуслышание говорить на прошлой неделе: "Сразу же после выборов, я об этом никогда не говорил и не хотел говорить до выборов, но вам скажу: у нас будет четыре года без выборов, без популизма, когда, наконец-то, мы сможем продемонстрировать решительные шаги по развитию нашего государства".

Граждане удивленно приподняли брови: может, ослышались? Или журналисты слова Петра Алексеевича переврали? Но президентский офис сработал технологично: контрольным предвыборным выстрелом в головы избирателей стало заверение самого рейтингового реформатора Украины – Михо Саакашвили:

"В ближайшее время президент Порошенко проведет радикальные и неотложные реформы, чтобы жертвы наших героев на фронте не оказались напрасными", – написал одесский губернатор у себя в Facebook. И добавил: "Мы ждем больших перемен".

Народ у нас доверчивый (хотя с годами этот недостаток проходит), а потому в минувший понедельник многие граждане проснулись с чувством легкого сердцебиения: неужели – начнется? Ну, посадки коррупционеров, системная замена кадров; реформы в экономике, коммунальной сфере, налогообложении, здравоохранении, культуре…

У Петра Алексеевича хорошая память, и он наверняка помнит, чем для его предшественников и конкурентов закончилась игра в обещания

Возможно, граждан ввело в заблуждение красивое и строгое слово. "Неотложные" – так обычно говорят о срочной медицинской операции, замене протекающей трубы, переброске на фронт свежих боевых подразделений. "Неотложный" означает "то, что нельзя отложить". Например, реформы, которые откладывались все полтора года правления Петра Алексеевича.

Прошел день, второй, третий. "Неотложными радикальными реформами" и не пахло. И тогда некоторая часть граждан задалась неминуемым вопросом: а что, все эти обещания были лишь для того, чтобы мы правильно проголосовали на местных выборах?

Ну а дальше каждый мыслит в меру своей распущенности. Одни дают себе обет никогда больше не ходить на выборы. Другие зарекаются голосовать за Петра Алексеевича и его союзников. Третьи сочиняют веселые хохмы про "шел 112-й день неотложных реформ". Четвертые просто обзывают главу государства болтуном и популистом.

И знаете, в чем заключается неприятный нюанс этой ситуации? Обычно совравший (вариант: неудачно выразившийся) политик отдувается за свою ложь (глупость) в первые несколько дней. Затем о неудачной реплике забывают: жизнь идет своим чередом…

Здесь, однако, другая история. Все хорошо запомнили чеканную формулировку Порошенко. И с каждым истекшим днем президентская цитата будет выглядеть все более беспомощной и смехотворной, а шутки про нее – все менее пристойными. Просто люди не любят, когда человек, которому они сами отдали полноту власти, дает обещания, а затем их не выполняет. Рейтинг таких политиков проседает, порой очень существенно.

В новейшей украинской истории таких случаев много. У Петра Алексеевича хорошая память, и он наверняка помнит, чем для его предшественников и конкурентов закончилась игра в обещания.

Виктор Ющенко, избранный на волне первого Майдана президентом, обещал бандитам – тюрьмы, а Украине – прорыв в Европу. Не вышло – и Виктор Андреевич стал "у цій країні" одним из самых непопулярных политиков.

Виктор Янукович несколько лет морочил своему народу голову евроинтеграцией. За это ему прощали и гангстерские нравы команды, и всевозрастающие хватательные рефлексы. Но когда под нажимом Кремля Виктор Федорович пошел на попятную, от его режима в несколько месяцев остались одни рожки да ножки.

Это еще не яценюковская "куля в лоб", но уже очень близко

Еще более знаковый процесс происходил по ходу Евромайдана с тремя оппозиционными лидерами. День за днем Кличко, Яценюк и Тягнибок вынуждены были выходить на сцену и обещать серьезные подвижки, вплоть до "жесткого разговора" с Януковичем. Сроки выполнения обещаний были предельно краткими: назавтра приходилось уже давать отчет. И чем дальше, тем чаще из толпы неслось: "Пустобрехи!", "Жулики!" и "За сколько вас Янукович купил?".

Кому, как не Петру Алексеевичу, помнить про это: он тогда держался особняком, на сцену не лез, и в весеннюю президентскую гонку включился живчиком, с нерастраченным электоральным багажом…

Теперь, однако, "обіцянки-цяцянки" пришлось давать ему самому – да такие, что задействовать их по второму разу не получится, только хуже будет. Это еще не яценюковская "куля в лоб", но уже очень близко. Притом если предвыборный финт с "неотложными реформами" не будет осуществлен на практике, под удар попадут и "вписавшиеся" за политику президента в телеагитационных роликах самые заметные политики из его обоймы: Михаил Саакашвили, Геннадий Москаль и Георгий Тука. 

В общем, откладывать "неотложные" реформы Петру Порошенко уже нельзя. Это как в полицейских блокбастерах: "Все, что вы скажете, может быть использовано против вас". Петр Алексеевич уже сказал. Теперь крайне важно, чтобы его слова не расходились с делом.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать