– Мы обращаемся в Высший административный суд, просто административный суд с исками о признании бездействия Верховной Рады, президента, премьер-министра и других должностных лиц, которые не выполняют свои прямые обязанности по наведению порядка в стране. Также будем требовать возмещения зарплаты, которую получают чиновники за такую свою "работу". Ведь Майдан стоял не только ради евроинтеграции, демократии и благосостояния, но и ради правового государства.
Если это реформы, я Папа Римский!
Сегодня у нас само слово “реформы” воспринимается как ругательство, которое лучше не употреблять в разговоре с украинцами. Потому что все, что им обещалось, сделано с точностью до наоборот. А у власти есть несколько правд: одна – для простых людей, другая – для международных институтов и третья – для себя, которая сопровождается откровенным пренебрежением требованиями Конституции Украины. Вот, например, мы дореформировались до такого состояния, что последние парламентские выборы в октябре 2014 года проводила нелегитимная Центральная избирательная комиссия, полномочия 12 из 15 членов которой закончились еще 1 июня 2014 года. И через пару месяцев будет уже год, как они незаконно получают весьма небедную зарплату в размере 24–25 тысяч гривен.
– А почему они до сих пор остаются на своих постах?
– По Конституции право на внесение в парламент представления об увольнении членов ЦИК принадлежит исключительно президенту Украины. Но глава государства почему-то молчит, хотя это прямое нарушение Конституции. Или, например, совсем недавно привели к присяге 282 судей, которые ждали этого полтора года. Все это время они не исполняли свои обязанности, но продолжали исправно получать зарплату, что обошлось госбюджету в 100 миллионов гривен. Другой пример: три года с нарушением Конституции находятся на своих должностях некоторые члены Счетной палаты, полномочия которых также закончились. А ведь этот орган контролирует прозрачность распределения финансов в стране от имени Верховной Рады Украины. Также более года не действует Высший совет юстиции. Если это реформы, я Папа Римский!
Восстановление доверия к банковской системе и правительству позволит влить в украинскую экономику столько денег, сколько не даст ни один МВФ
Или давайте возьмем в качестве примера такую критически болезненную тему как банковский сектор. На Западе хотя бы один банк выдает кредиты под 25–30 процентов годовых? Нет. А наши банки только под такие проценты и выдают. Поэтому из-за катастрофических проблем в банковском секторе украинцы просто вынуждены были забрать из банков около 80 миллиардов долларов. И мы унизительно просим у Международного валютного фонда дать нам деньги вместо того, чтобы сделать только одну простую вещь – восстановить доверие людей к банковской системе и правительству. Благодаря этому украинцы влили бы в банковскую систему столько денег, сколько не даст никакой МВФ. Но как восстановить доверие, если Нацбанком руководит очередная кухарка? Она великий финансист? Нет. Валерия Гонтарева была назначена по критерию личной преданности президенту, как в свое время Валерий Гелетей – министром обороны. И если мы хотим, чтобы у нас банковская система была такой же, как в Европе, мы должны создать для украинцев доступность кредитов, надежность хранения средств и гарантию того, что среди руководства банков не будет проходимцев и аферистов.
Просто никто не хочет этого делать, и кому-то выгодно, чтобы Украина оставалась такой, как она есть. Вот, например, Фонд гарантирования вкладов возвращает 200 тысяч гривен клиентам лопнувших банков. В том числе и клиентам банка "Надра", который уже несколько лет получает многомиллиардное рефинансирование. Эти миллиарды уже давно конвертированы в доллары и выведены за рубеж. Зато сейчас владелец банка Дмитрий Фирташ, как глава Совета Федерации работодателей Украины, вещает в рекламе на канале "Интер" о том, что это такие "работодатели" держат государство на своих плечах. Ну прямо благодетели! Завалили четвертый банк в Украине, и ничего. И заметьте, никого при этом не посадили и не установили, куда ушли деньги. Или, возьмите, например, министров-варягов в нашем правительстве. Дожили, весь экономический блок состоит из иностранцев!
– Чем вас не устраивают зарубежные реформаторы? Ведь они уже показали положительный результат в своих странах.
– Тем, что почти ничего не понимают в украинских реалиях. Я не против использования иностранного опыта, но только в качестве советников и консультантов, не более. Вот, например, министр экономики Айварас Абромавичус заявил, что три четверти госпредприятий и земля должны быть приватизированы. А кто должен готовить их распродажу? Фонд госимущества, у которого сейчас нет главы, а и.о. председателя был назначен еще "злочинною владою".
Я также сильно сомневаюсь в том, что заморские специалисты что-то понимают и в нашей правоохранительной системе, которую предлагают реформировать. Сейчас у нас инспектор уголовного розыска получает зарплату около двух с половиной тысяч гривен. А согласно предлагаемой реформе милиции, теперь на первый план будут выходить постовые, которые будут получать порядка восьми тысяч гривен. И этим мы хотим победить преступность? Сначала нужно дать достойную зарплату уголовному розыску и следствию, чтобы туда пришли лучшие специалисты. Или кто-то думает, что голодный следователь может бороться с преступностью за гроши? Одно дело реформирование в Грузии, где всего 300 судей, и совсем другое – в Украине, где их около 10 тысяч.
Я поверю в борьбу с коррупцией, когда будут отвечать за свои преступления не только сами коррупционеры, но и те, кто назначает их на эти должности
– Как вы оцениваете задержание руководителей Госслужбы по ЧС с последующим их освобождением под залог?
– Это всего лишь шоу с элементами борьбы с коррупцией. Я стоя аплодировал бы таким действиям, если бы его авторы – Арсений Яценюк и Арсен Аваков – занялись этой проблемой комплексно, а не только вершиной. По версии следствия, руководители ГосЧС собирали мзду со своих подчиненных, начальников областей, а те, в свою очередь, с районов. Поэтому нужно было не устраивать шоу в прямом эфире, а провести одновременно расследование и обыски у всех региональных руководителей этой службы, спокойно закрепить все добытые данные, и только потом донести результаты обществу. А так отстранили на время только глав областных управлений, но оставили их замов и районных руководителей ГосЧС.
Что же касается внесения залога, я против такой практики. Люди, которые обвиняются в терроризме, его финансировании, убийстве, антиконституционных действиях и коррупции, не должны выходить под какой-либо залог. Тем более, украинская юридическая практика свидетельствует, что освобождаемые под залог, как правило, потом к криминальной ответственности не привлекаются. А лично я только тогда поверю в борьбу с коррупцией, когда будут отвечать за свои преступления не только сами коррупционеры, но и те, кто назначает их на эти должности.
Нам предлагают такую "децентрализацию", что вообще не останется никакой централизации власти
– Сейчас много говорят о децентрализации власти. Как вы оцениваете перспективы Конституционной реформы в Украине?
– Прежде чем менять Конституцию, нужно сначала научиться ее выполнять. Беда в том, что те, кто сегодня берется за это, недостойны этого делать. Например, главой Конституционной комиссии назначен спикер парламента Владимир Гройсман. А ведь это под его руководством с нарушениями Конституции был принят закон о бюджете на 2015 год. За этот документ проголосовали 233 человека, но журналисты установили, что семерых из них просто физически не было в зале. Но и это не все. На основании чего приняли новый закон о бюджете: несуществующих Налогового и Бюджетного кодексов? А ведь этого требует Конституция. Вот и получается, что 233 народных депутата, председатель парламента и президент совершили правонарушение вопреки требованиям основного закона страны. Как, впрочем, и в случае с назначением на пост главы Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского.
– В чем вы здесь видите нарушение?
– В том, что его вообще нельзя было назначать на пост губернатора. В законе "Об основах национальной безопасности и обороны" черным по белому написано, что угрозой для государства является сращивание власти и бизнеса. Кроме этого, Игорь Коломойский имеет гражданство нескольких стран, чего, кстати, и сам не скрывает. А ведь это прямое нарушение норм Конституции.
– А как быть с тем, что именно Коломойский не дал расшатать ситуацию в регионе? Ведь без его усилий она могла быть там намного плачевней...
– Я признаю ту роль, которую он сыграл в защите Днепропетровской области, креативность и заслуги его команды. Но все равно не могу принять и оправдать нарушение Конституции, которые были допущены при его назначении.
– Вернемся к вопросу о децентрализации власти...
– Предложенная в рамках конституционной реформы децентрализация является тем сценарием, который выгоден только Российской Федерации. Потому что стране предлагается такая “децентрализация”, что не останется вообще никакой централизации власти, а сама Украина будет разодрана на части. Например, в предлагаемых изменениях к Конституции есть такое неплохое понятие, как органы исполнительной власти на местах (исполкомы), которые должны подчиняться областным советам. Но проблема в том, что они будут абсолютно неподконтрольны и неподотчетны правительству! Идея децентрализации правильная, но она не должна полностью разрушать связь между центральной исполнительной властью и регионами. Стержень, на котором держится вся исполнительная власть снизу доверху, должен быть сохранен.