Спецпроект
10 неизвестных ипостасей Александра Довженко
К 120-летию со дня рождения выдающегося украинского режиссера и патриота Александра Довженко издание "ГОРДОН" открывает 10 неизвестных широкой публике фактов о жизни кинематографиста.
Тот, кто любил Украину
10 сентября исполняется 120 лет со дня рождения величайшего украинского режиссера и писателя Александра Довженко (1894–1956), известного фильмами "Звенигора" (1927), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), а также нереализованными сценариями, которые превратились в полноценные литературные произведения – "Украина в огне" (1943) и "Зачарованная Десна" (1965). Трагическая судьба Довженко – достаточно сказать лишь, что ему запрещали жить в Украине, которую он любил всем сердцем – служит примером того, как в СССР относились к талантливым украинцам. Александр Петрович большую часть жизни был несчастным и умер в нищете.
Семья, в которой родился Александр Довженко, – ярчайшая иллюстрация бедственного положения украинского села конца 19-го – начала 20 века. Грамотным был лишь дед Сашка, отец, мать, бабушка и прабабушка – нет. "Отец никогда не простил деду своей темноты", – писал Довженко в своей "Автобиографии". Там же упоминает, что, какой бы эпизод детства и вспомнил, в воображении появляются только "плач и похороны". Из 14-и детей в семье выжили только он и сестра Полина. Четверо братьев – Иван, Сергей, Лаврентий, Василий – от какой-то болезни умерли в один день. И это при том, что семья была не самой бедной, – просто жизнь в селе была очень тяжелой.
Довженко с отцом (слева). Мать, сестра и отец Довженко (справа)
В биографии Александра Петровича много неясностей, но самый загадочный период – с конца 1917-го года до 1923-го, когда он вернулся в Харьков из-за границы. То ли состоял он в КПУ, то ли избегал – непонятно, тем более, что после того, как большевики окончательно захватили власть, нужно было усиленно доказывать первое – чтобы выжить. Как бы там ни было, летом 1921-го года Довженко вдруг начал дипломатическую карьеру и отправился работать в Варшаву, а в начале 1922-го года – в Берлин, секретарем консульского отдела Торгового представительства УССР. "Про заграницу я мечтал только в детстве, потому командировка меня напугала, – вспоминал он. – Канцелярская работа была такой неприятной и нудной, что я не выходил из посольства неделями".
ФИЛЬМЫ ДОВЖЕНКО
Фильмы Александра Довженко и сейчас выглядят актуально – не поленитесь, посмотрите хотя бы один:
Сумка дипкурьера (1927)
Режиссер: Александр Довженко. Сценаристы: Александр Довженко, Моисей Зац, Борис Щаранский, Юрий Яновский. Оператор: Николай Козловский.
Звенигора (1927)
Другое название: Заколдованное место. Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева (Пересветова).
Земля (1930)
Режиссер и автор сценария: Александр Довженко. Последний фильм украинской трилогии Довженко, одна из общепризнанных вершин советского немого кино.
Видео
Арсенал (1928)
Режиссер и автор сценария: Александр Довженко. Оператор: Даниил Демуцкий. В главных ролях: Семен Свашенко. Фильм также имел название "Январское восстание в Киеве в 1918 году".
"Арсенал" считают одним из виднейших фильмов украинского кино. Эта картина одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы, работа с непрофессиональными актерами.
В трактовке событий фильм вызвал споры. Одни считали его уступкой власти, которая не прекращала обвинять Довженко в национализме, особенно после выхода фильма "Звенигора". Другие считали картину косвенным упреком националистам в том, что они потеряли Украину, ведь сам Довженко был участником боев на "Арсенале" как рядовой армии Украинской народной республики.
Иван (1932)
Режиссер и сценарист: Александр Довженко. Операторы: Даниил Демуцкий, Юрий Екельчик, Михаил Глидер.
Аэроград (1935)
Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева (Пересветова). Сценарист: Александр Довженко.
Операторы: Михаил Гиндин, Эдуард Тиссэ.
Битва за нашу советскую Украину (1943)
Режиссеры: Александр Довженко, Юлия Солнцева. Автор сценария: Александр Довженко. Операторы: Владимир Фроленко, Юлий Кун и еще 20 человек.
Политические шаржи Довженко (слева) и дружеский шарж на писателя Остапа Вишню (Вишня в представлении читателей и Вишня в действительности).
Творческую карьеру Александр Петрович начинал как художник, причем – художник-карикатурист. Еще из Берлина он присылал свои рисунки в юмористическо-сатирический журнал украинских коммунистов в США "Молот". Затем, после возвращения в Харьков, в 1923–1926-м годах массово рисовал политические карикатуры для местной прессы. Они были пропагандистско-тенденциозными и "всплыли" уже после смерти режиссера. Также он создал немало шаржей на своих современников.
В 1930-м году Александр Петрович поехал представлять фильм "Земля" в Европу и, оказывается, мечтал прорваться в Голливуд. Вот что он писал в письме Сергею Эйзенштейну: "Можете вы вместе с товарищами, или с Чаплиным, или еще с кем-нибудь выписать меня – страшно подумать – в Голливуд хотя бы на один месяц, прислав мне визу. Я не знаю языка, но я все увижу, Сергей Михайлович. Мне очень хотелось бы предложить Чаплину один мой сценарий. Если бы он ему и не подошел, он мог бы найти в нем для себя несколько интересных вещей. У нас в это время ставить его нельзя". Есть свидетельства, что Чарли Чаплин (125 лет с рождения которого, кстати, исполнилось в этом году) высоко ценил творчество украинского режиссера и в одной из своих речей сказал, что "славянство пока что дало миру кинематографии одного творца – мыслителя и поэта, Александра Довженко".
Довженко и съемочная группа за работой над фильмом "Земля"С самого детства главным источником вдохновения для Довженко была природа. В начале 1930-х его очень раздражал пустырь на территории Киевской киностудии (ныне – киностудия имени А.П.Довженко), и он вместе с двумя рабочими и садовником высадил фруктовые и декоративные деревья. Но там еще был склад угля – Довженко говорил, что хоть сто лет будет работать, не привыкнет к его виду. Достал берез, тамарисков и высадил в воскресенье все это. На следующий день наблюдает из окна монтажной комнаты: идут два режиссера как раз по направлению к угольной яме. Александр Петрович прямо загорелся от нетерпения: думает, сейчас они остановятся, удивленные; начнут рассуждать, кто же такую красоту сделал. Но ничего подобного не случилось. Они не обратили внимания ни на яму, ни на березы. Довженко идет к ним, чтобы выяснить, в чем дело; спрашивает, ничего ли они не замечают. Режиссеры говорят – нет. Довженко говорит, что посадил деревья. Режиссеры начинают оправдываться – мол, заняты, не заметили. А он им: "Выражаю сожаление, так как не выйдет из вас режиссеров. Вам не хватает видения мира". Свои работы Александр Довженко любил сравнивать с деревьями: "Мои картины похожи на яблони: хорошо потрусил – набрал 500 яблок, плохо – упало штук 10".
У режиссера было две жены. Первая – Варвара Крылова, с которой он познакомился в 1914-м году, когда они вместе готовили вечер, посвященный Тарасу Шевченку. Она была на шесть лет его младше; в 1917-м пара связала себя узами гражданского брака. Но в 1917-м году Варвару соблазнил белогвардейский офицер, с которым она даже поехала за границу, где заболела туберкулезом костей. Любовник бросил ее, Варвара вернулась в Украину; все еще любящий ее Довженко в 1923-м году взял ее в жены. Но, начав снимать свои первые фильмы, увлекся молодой актрисой Юлией Солнцевой, и Варвара сама решила уйти из жизни Александра Петровича (в 1926-м году), чтобы не быть обузой. Жизнь она прожила одноногой калекой.
Первая жена – Варвара Крылова-Довженко (слева). Вторая любовь и супруга Довженко – Юлия Солнцева (в центре и справа)С Солнцевой, известной ролями в фильмах "Аэлита" и "Папиросница из Моссельпрома", Довженко познакомился в Одессе. Вскоре Юлия бросила актерскую карьеру и начала специализироваться на режиссерском мастерстве. Она была ассистенткой во многих работах Довженко; до сих пор не развеян миф о том, что Солнцева была приставлена шпионить за талантливым украинцем. Также вызывает споры и то, как она обошлась со сценариями мужа: став их наследницей, она на собственный вкус сняла фильмы "Поэма про море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1960), "Зачарованная Десна" (1964).
Александр Довженко с Юлией Солнцевой
Множество сценариев Александра Петровича так и остались нереализованными. Например, он мечтал снять фильм о Тарасе Бульбе и даже приступил к работе – помешала Вторая мировая война. То, что записывал в дневники Довженко, не могло быть известно авторам книг и фильмов, созданных на подобные сюжеты позже. Так, Григорий Чухрай снял в 1961-м году фильм "Чистое небо" о советском летчике, попавшем в немецкий плен, – подобный сюжет за много лет до того описан у Довженко. Еще один сюжет – о начальнике лагеря уничтожения, убившем два миллиона человека, и захотевшим поговорить с 2000001 жертвой, русским солдатом, – стал одним из эпизодов повести Михаила Шолохова "Судьба человека". Сюжет о шведах, живущих в Украине чуть ли не со времен Полтавской битвы и решивших вернуться на родину после Второй мировой войны, поживших в Швеции и вернувшихся в Украину, был реализован в документальном фильме.
Довженко на Западной Украине в 1939-м году
Невероятная самокритика – неотъемлемая черта характера Александра Довженко. "Картина всегда и неизбежно была хуже, чем я представлял ее и создавал, – писал режиссер. – И это было одним из несчастий моей жизни. Я был мучеником результатов своего творчества. Я ни разу не испытывал наслаждения, даже спокойствия, рассматривая результаты своего безмерно тяжелого и сложного труда. И чем дальше, тем все больше убеждаюсь я, что двадцать лет лучших в своей жизни истратил я напрасно". "Искусство, в котором нет красоты, – плохое искусство", – также считал Александр Петрович. Студентам ВГИКа он рассказывал, что без таланта хороший фильм не сделаешь, но что в кино, однако, "у ловкого режиссера столько "заменителей таланта" – сценарист, оператор, актеры и т.п., – что иногда проходят долгие годы, пока его беспомощность становится очевидной". Довженко любил повторять шутку: талант как деньги – либо он есть, либо нет, и тогда уж ничего не поделаешь. Во время обсуждений фильма "Земля" режиссер сделал вывод о зависимости оценок от возможностей критика: "Когда приходит критиковать мою работу человек здоровый, он говорит – "хорошая", а если говорит человек "плохо" – смотришь, больной. Так по наружности и судишь – или печенка не в порядке, или желудок, или кровь замедлена, но что-то не в порядке. Я считаю себя человеком здоровым и хотел сделать здоровую фильму для здоровых людей".
Живя большую часть сознательной жизни в Москве, Александр Довженко неимоверно тосковал по Украине. "Я умру в Москве, так и не увидев Украины, – писал он в дневнике в 1945-м году. – Перед смертью попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве где-то над Днепром на горе". В 1950-х художнику удалось побывать в Украине – но только в Каховке, и в конце концов именно тоска по родине и добила его. Незадолго до смерти в 1956-м году он написал в президиум Совета писателей Украины: "Уже не нужно ничего – ни киностудии, ни работы, помогите только переехать в Украину. Большая квартира мне не нужна. Только нужно, чтобы с одного хотя бы окна можно было смотреть вдаль. Чтобы был виден Днепр, и Десна где-то под горизонтом, и родные черниговские земли, что так настойчиво начали являться мне во сне". Ответа не было. Похоронили Довженко на Ново-Девичьем кладбище в Москве.
Во время съемок "Щорса" Александр Петрович стоял в пшенице и, набрав полные легкие воздуха, свистел. Это было удивительно еще и потому, что режиссер ненавидел свист. Через несколько минут Довженко раскрыл тайну: "Вот вы не верите, а я точно знаю, что стоит так посвистеть, и появится ветер. Чувствуете – он уже появился. Скоро будем снимать".