В Чечне нарастает конфликт, связанный с тем, что значительная часть чеченской элиты очень давно недовольна Рамзаном Кадыровым
– Станислав Александрович, события в Грозном в ночь на 4 декабря – это, по-вашему, локальный теракт или начало военного конфликта на Северном Кавказе?
– Я не исключаю, что это начало масштабной акции террористов. В Чечне может нарастать конфликт, связанный с тем, что значительная часть чеченской элиты очень давно недовольна Рамзаном Кадыровым. После разгрома группировки братьев Ямадаевых у него не было явных врагов, но это не значит, что у него нет врагов затаившихся.
– В Facebook тут же появилась остроумная шутка: "Путин должен теперь услышать Чечню и провести референдум о выходе ее из состава РФ"…
– Лично я являюсь сторонником предоставления Чечне независимости, но этой точки зрения не придерживаются ни Путин, ни Кадыров. Путин потому, что умиротворение Чечни было первым важнейшим достижением его президентства, как он оценивает это сам. Кадыров же потому, что ему совершенно не нужно выходить из состава России. Де-факто он является неподконтрольным лидером независимого государства, где действует лишь его собственный, кадыровский, закон, но де-юре Чечня как субъект РФ может пользоваться средствами федерального бюджета и разными другими возможностями, которые предоставляет ему Россия.
– А как относитесь к версии о том, что события в Чечне спровоцированы Западом с целью открыть второй фронт для России?
– Уверен, что Запад здесь ни при чем. Я не вижу сегодня ни в США, ни в Европе каких-то влиятельных сил, которые были бы заинтересованы в дестабилизации Северного Кавказа.
– Ну а "визитку Яроша" в Чечне искать будут?
– Безусловно, будут искать, поскольку все неприятности сегодня Путин приписывает врагам скорее мистическим, чем реальным. Поэтому версия о том, что к событиям в Грозном причастен Запад и что украинские националисты могут входить в состав чеченского террористического подполья, в ближайшее время будет оглашена разными околокремлевскими фигурами.
– В социальных сетях появилось видео, на котором в ночь на 4-е декабря, в 1.15, в сторону Кремля движется правительственный кортеж, из чего делается предположение о том, что Путин спешно прибыл в Кремль за несколько минут до начала волнений в Грозном. Означает ли это, что о волнениях в Грозном ему могло быть известно заранее?
– Мне эта версия кажется сомнительной. Здесь есть нестыковка: Путин работает в своей резиденции в Ново-Огарево, и откуда в Кремль перемещается не на машине, а на вертолете.
Судя по обращению Путина к Федеральному собранию, он готов к дальнейшему противостоянию с Западом, и это фактически означает продолжение войны с Украиной
– Путин обратился с очередным посланием к Федеральному собранию. Что в нем зашифровано, как считаете?
– То, что он готов к дальнейшему противостоянию с Западом, и это фактически означает продолжение войны с Украиной, которую он рассматривает не как конечную цель, а как пространство для борьбы с ним. В этом нет ничего нового и сенсационного. Обращение состояло из двух частей. Первая касалась международной политики и Украины – в этой части своей речи Путин был очень воодушевлен, очевидно, что ему эта тема нравится.
Но во второй части послания, которая касалась вопросов внутренней политики и экономики, Путину самому стало скучно, и он перешел в режим откровенной "бубнилки", рассказал много всяких историй и фактов, которые никак не коррелируются с российской действительностью. Речь была абсолютно предсказуема по содержанию. Вывод один: война в Украине продолжится, неизвестно только, какими темпами.
Путину постоянно нужно слышать, что он великий лидер, а западные "менеджеры", действующие ему наперекор, просто завидуют его лидерским качествам
– На днях заместитель министра иностранных дел РФ Небензя назвал западных лидеров "бесцветными менеджерами" и поставил им в пример Путина, равных которому, по его мнению, нет. Очень "тонкий" дипломатический ход…
– Видимо, Путин сегодня нуждается в какой-то психологической поддержке. Он должен постоянно слышать от кого-то, какой он великий лидер, а западные менеджеры, действующие ему наперекор, просто завидуют его лидерским качествам. Это, безусловно, отражение внутренних комплексов Владимира Владимировича. Знаете, когда какой-нибудь джентльмен постоянно рассказывает о своих успехах на любовном фронте, возникает подозрение, что на самом деле он импотент.
Если же человек постоянно акцентирует внимание на своих лидерских качествах, это отражает его глубокие внутренние сомнения насчет их наличия. Кроме того, связывать напрямую Путина с западными лидерами нельзя, потому что на Западе правят фактически институты власти, а государственные лидеры лишь менеджеры при них. Российский же лидер содержит "внутри" себя всю Россию, поскольку никаких реальных политических институтов в ней нет.
– Считаете ли вы правильным назначение иностранцев на министерские посты в Украине?
– А почему бы не привлекать иностранцев на государственные посты, если они считаются оптимальными специалистами в определенной сфере? К тому же, номинально независимыми от украинских олигархических кланов. Украине надо ломать прошлое и смотреть в будущее, как это в свое время сделал Саакашвили, привлекая во власть людей грузинского происхождения, но с паспортами других стран. А заодно и молодежь, которая не успела познать прелести грузинской коррупции.
– Новым министрам сразу же предоставили украинское гражданство. Вы тоже изъявили желание стать гражданином Украины, но долгое время ответа не получали? Что-то изменилось?
– Пока нет. Видимо, украинские власти не нуждаются во мне как в гражданине.