3 ноября в редакцию "ГОРДОН" позвонил известный российский оппозиционер, экс-депутат Госдумы, председатель партии "Западный выбор" Константин Боровой и попросил срочно опубликовать вывод экспертной группы, собранной по его инициативе. Политик утверждал, что один из высших чиновников в руководстве НАТО является агентом президента России Владимира Путина.
"На Путина работает один из высших чиновников НАТО, который, по сути, является агентом внешней разведки ФСБ России, – заявил Боровой. – Я хочу как можно скорее донести до президента Украины, что наша экспертная группа вычислила уровень того, кто лоббирует интересы Путина в НАТО, влияет на политические и экспертные решения США и, возможно, на решения Порошенко. Это тот, кто сегодня занимает пост заместителя генерального секретаря НАТО, в прошлом он был заместителем министра обороны США, до того – послом США в России". Российский оппозиционер призвал президента Украины немедленно возобновить военные действия, чтобы освободить Крым и Донбасс.
После публикации интервью Борового с редакцией связался российский экономист, старший научный сотрудник Института Катона, бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов. В эксклюзивном интервью изданию "ГОРДОН" он рассказал, что заявление Борового – провокация российских спецслужб, цель которой – попытаться дискредитировать заместителя генсека НАТО и подтолкнуть украинские власти к возобновлению военных действий с тем, чтобы дать РФ формальный повод для массированного контрнаступления.
Боровой обвинил Вершбоу – самого честного и принципиального посла США в России. За свою позицию Вершбоу подвергли в Москве почти абсолютному остракизму
– Боровой в своем интервью не называет фамилии, но перечисляет должности высокопоставленного американского чиновника, который "лоббирует интересы Путина в НАТО". Вы понимаете, о ком речь?
– Единственный, кто соответствует вышеперечисленным должностям – Александр Вершбоу.
– Значит, именно он, по мнению Борового, агент ФСБ в НАТО?
– Мы не знаем точно, кто именно в руководстве НАТО сейчас работает на российские спецслужбы. Но мы точно знаем, кто такой Александр Вершбоу.
– Боровой утверждает, что путинское лобби в НАТО убедило Запад занять выжидающую позицию по отношению к Путину, что российская армия не так мощна, как кажется, и потому Украине нужно перейти в наступление.
– Надеюсь, военные эксперты имеют более или менее адекватное представление о реальных потенциалах воюющих сторон. Однако не надо быть военным экспертом, чтобы понимать: в сегодняшней ситуации призыв Борового "о необходимости немедленных активных военных действий по освобождению Крыма" является провокационным призывом к осуществлению смертельной авантюры.
– Почему Боровой сделал заявление именно сейчас?
– Очевидно, это связано с готовящимся масштабным наступлением российских войск в Украине. Но виновницей срыва хрупкого перемирия на Донбассе, по замыслу авторов этой провокации, должна выглядеть не Россия, а Украина.
Ни для кого не секрет, что в Украине есть много людей, недовольных заключенным перемирием, в ходе которого продолжаются обстрелы сил АТО и гибнут гражданские лица. Необходимо спровоцировать их на действия. За последние два месяца Россия создала мощную группировку и накопила боеприпасы для нового наступления. Теперь публике нужно представить убедительное оправдание для него.
В 1996-м по заданию правительства РФ Боровой созвонился с главой Чечни Дудаевым. Вскоре после начала разговора прилетела ракета, управлявшаяся по телефонному сигналу, которая и убила Дудаева
– Не могу поверить, что либерал и демократ, ярый критик Путина Константин Боровой – агент ФСБ…
– Вдова Джохара Дудаева, Алла, рассказывала: "Целый месяц за нами шла охота. Муж хотел мирных переговоров, не хотел войны. Он был пойман этими мирными переговорами, обманут, как мальчишка. Российское правительство, видя, что мы не сдаемся и что единственный способ обмануть — создать видимость переговоров, наделило такими полномочиями Константина Борового".
Статья о Боровом в "Википедии" бесстрастно сообщает: "21 апреля 1996 года во время телефонной беседы Борового с первым президентом самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Джохаром Дудаевым была проведена спецоперация, в результате которой Дудаев был убит ударом самонаводящейся ракеты, запущенной с самолета Су-25".
– Допустим, в истории с убийством Дудаева много неясностей. Но ведь Боровой в заявлении Порошенко ссылается на выводы экспертной группы.
– Хотелось бы подробнее узнать, что это за экспертная группа? Кто именно туда входит? Это та самая экспертная группа, какая советовала ему сделать телефонный звонок Дудаеву в 1996-м? Это та самая экспертная группа, какая помогала господину Боровому организовывать в Москве альтернативный митинг 4 февраля 2012 года, нацеленный на раскол российского оппозиционного движения? Это та самая экспертная группа, которая за два года до теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001-го сообщила Боровому о том, что "Аль-Каида готовит атаки самолетами на небоскребы Нью-Йорка"?
Тимошенко вела против меня кампанию, называя меня путинским агентом, потому что я обвинял ее в сдаче Крыма
– Андрей Николаевич, у меня нет основания вам не доверять, тем более что 90% ваших прогнозов относительно российско-украинского конфликта сбылись. Но ведь вас тоже называют путинским агентом.
– Действительно, в марте 2014 года в Украине против меня была развязана кампания по дискредитации. Через некоторое время выяснилось, что ее вели люди, так или иначе связанные с "Батьківщиной".
24 мая в Киеве я случайно столкнулся с Тимошенко, спросил ее: "Юлия Владимировна, почему вы ведете против меня кампанию, называя меня путинским агентом?". Она прямо ответила: "Потому что вы обвиняете меня в сдаче Крыма". Строго говоря, это была правда: я действительно так считал и считаю. Правда, такого рода обвинения высказывал не только и не столько я, сколько участники заседания СНБО 1 марта, на котором, по их словам, госпожа Тимошенко сделала все возможное, чтобы не допустить принятия мер по защите Крыма.
В конце нашего разговора Тимошенко пообещала, что больше не будет проводить дискредитационных кампаний против меня. С тех пор время от времени какие-то авторы то ли сами по себе, то ли по чьей-то просьбе высказываются на эту тему, но, надо признать, массовой кампании больше не ведется.
– Боровой утверждает, что хотел "предупредить Петра Порошенко о необходимости немедленных активных военных действий по освобождению Крыма и оккупированных территорий Донбасса".
– Повторю еще раз: это провокация. Немедленное возобновление активных военных действий со стороны Украины будет означать срыв перемирия и позволит российским властям обвинить руководство Украины и оправдать новое массированное наступление своих войск.
Заявление Борового демонстрирует масштаб подготовительной работы, осуществляемой Россией. Это гибридная война в действии
– В качестве последнего аргумента Боровой приводит свою роль в предупреждении теракта 11 сентября 2001 года: "За два года до теракта я передал информацию руководству ФБР о том, что Аль-Каида готовит атаки самолетами на небоскребы Нью-Йорка. Тогда к ней отнеслись несерьезно. Надеюсь, Украина не проигнорирует мое предупреждение об опасности".
– Кому именно из руководства ФБР он передал эту информацию? Каким образом? Как он узнал о "подготовке атаки самолетами на небоскребы Нью-Йорка" за два года до этой атаки, то есть в сентябре 1999 года, если первые террористы стали прибывать на территорию США только в мае 2000-го, а выбор их цели – нью-йоркских небоскребов – произошел только в июле 2001 года? Откуда у Борового появилась информация об атаке за два года до теракта? От той же "группы экспертов"?
– Если Порошенко останется на своих позициях и не начнет активных военных действий, агрессия России все равно произойдет в ближайшие дни?
– Заявление Борового по многим параметрам беспрецедентно. Оно демонстрирует масштаб проводимых российскими спецслужбами операций. Это, по сути, пример ведущейся сейчас гибридной войны, в частности, спецопераций по дезинформации противника и общественности.
Интервью Борового – это одновременно и сама провокация, и подготовка новых провокаций, сопоставимых по своему характеру с Глейвицем, Майнилой, Цхинвали – расстрелом российским спецназом из 10-й бригады ГРУ российских миротворцев в Верхнем городке утром 8 августа 2008 года.