Решение об улучшении обеспечения населения электроэнергией за счет импорта очевидно. Вопрос только в том, почему оно до сих пор не принято

Фото: Lana Zerkal / Facebook

У нас могло быть больше света в июне и июле.

Если бы министр энергетики решил простую задачку: как уменьшить продолжительность отключений, используя имеющиеся возможности и ресурсы. Ее решение станет особенно актуальным уже этой зимой.

Поэтому попробую подсказать решение публично. Этот вариант на поверхности, к нему можно прийти, используя только информацию из открытых источников.

Это важно, потому что пока мы переводим дух (улучшение же временное), стоит подумать, что можно изменить даже с теми ресурсами, которые есть сейчас. Потому что нам с вами еще зиму нужно проходить.

В условиях задачи следующее: существующий на данный момент импорт – 1,7 ГВт-ч. Легкий анализ открытых источников (а именно – платформы Entso-E для продвинутых пользователей или данных DiХi Group или Forbes для гуманитариев) показывает, что в течение периода наибольшего дефицита электроэнергии мы ни разу не выбирали 100% объема доступного импорта.

Например, 17 июля, когда температура воздуха в Киеве днем достигала +36 °С, импорт составлял 61% из возможного в течение этих суток. Не использовано было 663 МВт-ч. Это одна очередь отключения для бытовых потребителей в стране. В этот день большинство страны было без света 15–18 часов. Дополнительный объем электричества точно был бы не лишним.

Следующая составляющая задачи. Деньги для импорта теоретически не должны были бы быть проблемой. Потому что с 1 июня мы все платим по повышенному тарифу. Благодаря чему "Энергоатом", по информации экспертов DiХi Group, получил дополнительные 52 млрд грн в год.

Учитывая возложенные на "Энергоатом" обязательства по покрытию разницы между ценой электричества и нашим с вами тарифом, эти дополнительно полученные деньги должны были бы использоваться и для покрытия разницы между стоимостью импорта и тарифом.

А не идти на "строительство" двух дополнительных блоков Хмельницкой АЭС, целесообразность которого даже сам министр энергетики не может объяснить депутатам. Это расходование денег настолько безответственно и бессмысленно, что соответствующий законопроект даже получил отрицательное заключение антикоррупционного комитета парламента.

Третья составляющая. Кто должен был бы закупать импортную электроэнергию для населения? По постановлению правительства, которое регулирует режим импорта, это "электропоставщики". Например, государственный трейдер АО ЭКУ, 100% акций которого принадлежат государству. Или "поставщики универсальных услуг", часть из которых являются государственными и которым "Энергоатом" компенсирует разницу между ценой электричества и нашим с вами тарифом.

А теперь вопрос нашей задачи. Имея три составляющие: неиспользованные бизнесом объемы импорта, уплаченные нами деньги и имеющихся электропоставщиков, – решение об улучшении обеспечения населения за счет импорта очевидно. Вопрос только в том, почему оно до сих пор не принято.

И будет ли это решение принято, чтобы улучшить ситуацию зимой? Если министр энергетики перестанет тратить деньги на атомные блоки, разрешение на строительство которых Верховная Рада так и не дала, то он сможет существенно улучшить ситуацию с энергоснабжением населения зимой.

А если еще и выполнит старое обещание – увеличит возможности для импорта, – то сможет продемонстрировать людям целый дополнительный 1 ГВт.

Источник: Lana Zerkal / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора