На Ближнем Востоке стираются с лица земли жемчужины мировой цивилизации. Но это не приковывает внимания общественности, как пожар в Нотр-Даме
Поэтому исламский мир не трансформирует концепцию социальной ответственности в образ жизни, там не будет такого взаимодействия людей, как на Западе, отметил кандидат политических наук Эльнур Асланов.
Почему благотворительность на Западе работает лучше, чем на Востоке?
Уже спустя сутки после пожара в Нотр-Дам-де-Пари тысячи статусов в социальных медиа воодушевленно и эмоционально описывали пожертвования именитых французских семей, которые выделили более $700 млн (сумма меняется каждый день) на восстановление собора, построенного на месте первой христианской церкви Парижа.
Наряду с новостями о благородстве семей Арно, Пино и компании Total начали проводить параллели с тем, как реагирует Запад на происходящее на Ближнем Востоке. После разрушения Мечети Омейядов в Алеппо (старейшая мечеть города, где, по легенде, находится могила пророка Закарии. – "ГОРДОН"), имеющей 1350-летнюю историю, не было столь громкого информационного ажиотажа, как в случае с пожаром в Нотр-Даме.
И дело тут далеко не в том, что пожар в Париже затронул сердца миллионов, став для многих личной трагедией. И не в том, что за пылающим собором в режиме реального времени наблюдали сотни миллионов людей по всему миру. Вопрос не в том, что обсуждение разрушения Мечети Омейядов ограничилось парочкой новостей. Проблема даже не в противостоянии христианского и мусульманского мира, о чем могут сказать некоторые.
С начала 1970-х годов Запад активно имплементирует концепцию социальной ответственности. Именно она мобилизует компании и отдельных людей учитывать интересы общества и, соответственно, повышает качество его жизни в целом. На Западе эту концепцию, которая уже вышла далеко за рамки корпоративности, очень четко сформулировали так: concept of giving back to society (концепция отдачи обществу). Итог – в последние 50 лет данный уклад поведения изменил многие сферы жизнедеятельности западного общества.
К сожалению, мусульманский социум (умма), в отличие от западного мира, концепцию социальной ответственности воплощать в жизнь, мягко говоря, не торопится. Несмотря на то, что немалое количество весьма богатых людей из мусульманских стран живут и работают в Европе и могли бы перенять имеющийся опыт, никакие разрушения, пожары, бомбежки или иные катаклизмы не вызывают у них подобной реакции.
У компаний и людей, которым принадлежат многомиллиардные бизнесы по всему миру, не делали ничего подобного не только во время разрушения Мечети Омейядов в Алеппо, но и когда ИГИЛ взорвал центральную библиотеку Мосула, уничтожив 8–10 тыс. книг, среди которых – древние труды по философии, истории, культуре. Сотни тысяч страниц колоссальной исторической и художественной ценности оказались безвозвратно утраченными.
Даже когда уничтожалась историческая мечеть Марьям хатун 1821 года постройки на западе Мосула, мечеть "Султана Ваиса" (1838 год) и мечеть, построенная во время халифа Омара и названная в его честь, не было ни действий, ни шагов, которые приковали бы внимание мировой общественности к произошедшему. Речь ведь не только о сооружениях исламской культуры. Ближний Восток – это хранилище жемчужин мировой цивилизации, которые уничтожаются или стираются с лица земли.
Как ни крути, но один из корней проблемы – в отсутствии культуры социальной ответственности на Востоке, который даже несмотря на наличие среди столпов ислама обязательных пожертвований (зякат), не мотивирует бизнес и частных лиц на активное социально ответственное поведение. Сюда можно добавить и другие причины. Но одна из них уже очевидна.
Поэтому пока исламский мир не трансформирует концепцию социальной ответственности из обычной филантропии в образ жизни и мышления, добиться столь блистательного эффекта общественного согласия и взаимодействия, которые весь мир наблюдал после пожара в Париже, к сожалению, будет невозможно.
Источник: "ГОРДОН"