События в Иране могут стать началом отката от исламизации, который перекинется и на другие, в том числе суннитские, страны
Исламистский режим в Иране обречен, считает российский социолог и политолог Игорь Эйдман.
Начало конца исламизма? Свержение режима аятолл может стать судьбоносным не только для Ирана.
Сейчас господство клерикалов в мусульманских странах кажется привычным и естественным. Однако еще недавно все было по-другому. Начиная с кемалистской революции в Турции 1918–1923 годов многие страны Востока шли по пути секуляризации и вестернизации, а наиболее популярными идеологиями там были не исламизм, а национализм, этатизм и социализм (как и в тогдашней Европе).
Иранская исламская революция 1978–1979 годов стала началом клерикальной волны в мусульманском мире. Ультраконсервативная реакция на вестернизацию, мода на исламский радикализм быстро перекинулась с шиитского Ирана на многие суннитские страны (сунниты, конечно, такую преемственность не признают, но мы-то помним, с чего там все началось). За 40 лет эта реакционная волна дошла до своего пика, которым стало создание ИГИЛ. Последние события в Иране могут стать началом отката, обратного тренда от исламизации к секуляризации, который перекинется и на другие, в том числе суннитские, страны.
Конечно, нынешние протесты в Иране, возможно, будут подавлены. Но исламистский режим там все равно обречен. Прогресс не остановить. Иранская, турецкая, даже египетская городская молодежь в последние годы активно выступает против клерикализма. А значит, в этих странах у него нет будущего.
Государство за последнюю пару сотен лет стало секулярным в Европе, обеих Америках, на Дальнем Востоке. Клерикальная реакция сейчас активна в основном в исламском мире и России. Но рано или поздно и в этих странах религия перейдет от попыток политического и морального доминирования к скромной роли поставщика поводов для семейных застолий и костюмированных детских праздников.
Источник: Игорь Эйдман / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора