Уже никто из вменяемых макроэкономистов не говорит о курсе около 30 грн за доллар. Скорее, на конец года мы увидим курс в диапазоне 27–28 грн
Фундаментом валютной стабильности в Украине по-прежнему остается сотрудничество с МВФ, отметил инвестбанкир Сергей Фурса.
А что там у гривны?
В нашем маленьком городке снова переполох. Гривна растет. Курс уже перевалил 26 грн и иногда доходит до 25,5 грн. И снова почти паника, и снова теории заговора. То гривну под выборы укрепляют, то это все заговор Сороса, который хочет взять под контроль украинскую экономику. А кто-то уже приготовился покупать доллар по 8 грн. Но все, как всегда, проще.
Гривна действительно укрепляется. И делает это даже чуть более резко, чем происходило сезонное укрепление национальной валюты последние три года. Но все равно мы видим тот же сезонный тренд, что и три года подряд. Начиная с февраля гривна укрепляется, и это укрепление продолжается до середины – конца лета. В этом году тренд усиливается благодаря крайне благоприятной ситуации для национальной валюты. С одной стороны, с начала года в номинированные в гривну облигации внутреннего государственного займа зашло уже порядка $2 млрд от иностранцев. Их очень давно не было на внутреннем рынке, и возвращение к нормальной ситуации, когда иностранцы покупают номинированный в гривне долг, поддерживает национальную валюту.
С другой стороны, рост цен на сырьевые товары, которые традиционно экспортирует Украина. Шутка ли, цены на руду за год выросли почти вдвое, прекрасно себя чувствуют кукуруза и пшеница. А цена на газ, наоборот, падает. И сейчас цена на европейских биржах составляет около $140. Все это поддерживает гривну и усиливает сезонные тенденции по укреплению национальной валюты. Но не меняет тренды пока что, а лишь усиливает их.
Из общего тренда выбивается скачок, который мы увидели месяц назад. Который к тому же сделал еще и текущее укрепление на вид более радикальным и резким. Если помните, тогда, в начале июня, национальная валюта скакнула до 27 грн за доллар. Причина – интервью Коломойского в Financial Times, где он активно ратовал за дефолт. Интервью это многих напугало, и, как результат, гривна начала падать. Но ситуация так и осталась локальной. Мы увидели очень хорошую коммуникацию со стороны украинской власти (удивительно, но да). Президент впервые открыто оппонировал Коломойскому, правительство сделало совместный конференц-звонок с МВФ, на котором инвесторов заверили, что опция дефолта даже не рассматривается. В результате рынки быстро успокоились, более того, получился даже эффект пружины, когда полученный от позитивных заверений импульс привел как к росту стоимости украинских активов до уровня выше, чем было до выхода на арену Коломойского, так и к более сильному укреплению гривны.
Что будет дальше? Осень пока никто не отменял. А значит, сезонные факторы, которые всегда давили на гривну, проявят себя и в этом году. А значит, сезонность, пусть и сглаженная, снова должна проявить себя, оказав давление на курс гривны. Другое дело, что активность иностранцев заставляет макроэкономистов пересматривать прогнозы курса гривны на конец года и уже никто (из вменяемых людей) не говорит о курсе около 30 грн за доллар. Скорее, мы увидим курс в диапазоне 27–28 грн, что ознаменует собой второй год подряд укрепления национальной валюты. И важно понимать, что чем больше мы говорим о сезонности, тем больше людей будут пытаться на ней заработать, а значит, со временем она должна фактически исчезнуть. Конечно, при условии, что финансовые рынки продолжат свое развитие.
Но во всем этом есть слишком много "если", пока по крайне мере. Трудно предсказать, какой именно будет активность иностранцев. Минфин потихоньку снижает ставки по гривневому долгу и вопрос, снизит ли это в перспективе интерес иностранцев к покупкам? Потенциально в мире сейчас есть много свободных миллиардов долларов, которые может привлечь украинская гривна, где сочетаются валютная стабильность, высокие ставки и хорошая макроэкономическая ситуация. Но это работает, только если сохранится крайне позитивное настроение на мировых рынках, которое сейчас уже напоминает период 2006–2007 годов, когда в поисках "чего бы еще купить" инвесторы и спекулянты заходили в самые отдаленные уголки мира. Сейчас трудно сказать, зайдет во втором полугодии в Украину $1 млрд от иностранцев или $2 млрд. Или вообще ничего. И это является основным фактором неопределенности при прогнозировании динамики курса.
И да, надо понимать, что по-прежнему фундаментом валютной стабильности остается сотрудничество с МВФ. Не будет сотрудничества – все иностранцы моментально отправятся на выход.
Кстати, про иностранцев. Многие радетели за аутентичную экономику видят в этом страшные знамения. Как так, приходят злые спекулянты доить бедных украинцев. Но суть в том, что присутствие иностранцев на внутреннем рынке – это нормально. Для любой страны мира. Они должны быть здесь. И ненормальным был долгий период, когда иностранного капитала не было в Украине.
Поэтому во многом динамика курса будет зависеть от нового формата правительства. И если результаты выборов более-менее предсказуемы, то вот что будет дальше – сказать тяжело. Мы можем получить технократическое правительство, которое будет в состоянии не только договориться с МВФ, но и значительно ускорить реформы. А это может привести к такому притоку капитала, что о сезонности надо будет забыть быстрее. А можем получить "политическое" правительство и стандартное для Украины болото. Более того, можем получить третий вариант – "правительство Коломойского", и тогда надо будет забыть о сотрудничестве с МВФ. А как результат – и о стабильном курсе валют. И предсказать сейчас, какой формат правительства мы увидим уже в сентябре, совершенно невозможно.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора