Во время войны инфляция снизилась до 5%, пенсии и стипендии – как по часам. Это чудо, которое люди воспринимают как должное, возможно только благодаря помощи Запада
Какие неприятности ждут нас без денег дяди Сэма?
Мы не ценим то, что у нас есть, пока мы этого не потеряем. И западная финансовая помощь тому яркий пример. И нет, мы еще ее не потеряли. Но даже риски того, что из-за предвыборного политиканства в США мы можем не получить денег, заставляют понять и почувствовать, а что было бы без этой беспрецедентной помощи. Помощи, которой нет аналогов в мировой истории. Общий объем уже согласованных сумм, полученных Украиной с начала года, составляет $277 млрд. Такого не было никогда.
И наличие такой помощи воспринимается как должное. Как и то, что во время войны у нас есть стабильный курс валют и черный рынок не отличается от официального в 100 раз. Как и то, что во время войны инфляция в стране снизилась до 5%, то есть почти отсутствует, несмотря на стандартные скачки цен на яйца. Как и то, что, несмотря на войну, которая идет уже два года, в Украине до сих пор не произошло повышение налогов. Более того, определенное время действовали налоговые льготы. Это нонсенс во время войны, в общем-то. Как и то, что у нас полные магазины не только товаров, но и людей, которые покупают эти товары. И это нельзя скидывать на коррупционеров. Нет, коррупционеры – это о покупке премиум-автомобилей во время войны и это тоже есть, а вот супермаркеты наполнены обычными людьми. Чудо или нет, но в телеэфирах постоянно спрашивают экономистов, а что там с ростом доходов людей. Во время войны. Во время агрессии сильнейшего врага. Во время оккупации части территории ядерным государством, бросающимся каждый день своими ракетами и Shahed.
В Украине ни на день не останавливались социальные выплаты и банковские платежи. Пенсии и стипендии выплачиваются как по часам. Люди, похоже, начали воспринимать такую аномальную ситуацию как подобающую. Забыв, что это, бляха, чудо. Это уникальная история. Так вообще-то не бывает.
И потому вдруг появление разговоров о плане Б от Нацбанка и Минфина всех вдруг застало врасплох. Как так "непопулярные шаги"? Как это? Мы не хотим. Дайте рост пенсий и зарплат. И надо понимать, что пока все аналитики закладывают план А. То есть ожидают, что рано или поздно американцы проголосуют нам помощь. Поэтому план Б – это просто необходимость "по работе". У них должен он быть.
Но что там может быть? Со стороны Нацбанка это, конечно, запуск печатного станка. С соответствующими последствиями, которых не избежать в случае чего. То есть большая инфляция вследствие девальвации гривны. Мы видели это летом 2022 года, пока западная помощь еще не систематизировалась и не поступала ритмично.
Со стороны Минфина – рост налогов, в том числе на потребление. Да-да, речь об акцизах и НДС. И налогов для бизнеса, в том числе сидящего на упрощенных схемах, не имея на это морального права. И повышение тарифов. До рыночного уровня. Потому что платить разницу и перекрывать для всех льготные тарифы – денег уже не будет. То есть рост стоимости электроэнергии и отопления. Радикальный рост.
Можно было бы еще поискать деньги на таможне. Конечно. Но ведь мы с вами взрослые люди и понимаем, что там все равно не найдут, а деньги будут нужны уже.
Приятно ли это? Конечно, нет. И хорошо, что это только план Б на крайний случай. Но о нем нужно говорить. Чтобы больше ценить то, что у нас есть. Чтобы понять, от чего нас спасают деньги Запада. И чтобы не делать глупостей, которые могут ослабить нашу поддержку.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора