Епифания считали креатурой Филарета. Да вот "беда" – митрополит решил управлять церковью по уставу. А теневое влияние почетного патриарха там не прописано
Готовность почетного патриарха Православной церкви Украины Филарета идти на компромиссы изначально была чрезвычайно мала, ситуацию с предоставлением Украине автокефалии спасло введение звания "почетный патриарх" и кандидатура митрополита Епифания на пост главы ПЦУ, отметил журналист Игорь Тышкевич.
Чудеса православные, или Битва патриархов.
Итак, патриарх Филарет заявил, что УПЦ КП существует (хотя первым поставил подпись под протоколом объединительного собора, решением которого на месте УАПЦ и УПЦ КП создавалась ПЦУ в статусе митрополии Вселенского патриархата).
Более того, он допустил раскол ПЦУ и восстановление "патриархата". Забавно, если учесть, что на сайте АП награждение господина Денисенко званием Героя Украины обосновано так: "Звания "Герой Украины" Филарет удостоен за выдающуюся историческую роль в становлении независимой Православной церкви Украины, деятельность, направленную на возрождение духовности украинского народа, подъем авторитета православия, утверждение идеалов милосердия и межконфессионального согласия." Последние два слова в свете последних заявлений Филарета выглядят забавно.
Но, с другой стороны, для меня это не новость. Говоря о необходимости решения церковного вопроса еще с 2015 года (когда слово томос украинские журналисты даже в кошмарных снах услышать не могли), я постоянно указывал на основную проблему – жажда власти отдельных иерархов.
В нашем случае так и получилось, причем не раз. Напомню, УПЦ КП и УАПЦ могли бы объединиться еще в 2015 году – был даже подписан соответствующий документ, заверенный посланниками Вселенского патриархата. Была назначена дата собора. Но мероприятие не произошло в связи с игрой за "посты" (не путать с церковным постом). УПЦ КП устами Филарета обвинила УАПЦ в получении "указаний из Москвы".
Можно было бы поверить, но в 2018 году было несколько заявлений данного лидера. И о патриархии, и об объединении путем присоединения УАПЦ, и о своем лидерстве в новой церкви.
Одним словом, готовность идти на компромиссы была чрезвычайно мала. Дошло до того, что даже проект устава ПЦУ был директивно прислан из Турции – на месте формулировкам мешала позиция "ни шагу назад" одного из участников процесса.
Спас ситуацию формальный компромисс – введение звания "почетный патриарх" (хотя для всего мира, с точки зрения канонов церкви, учитывая восстановление митрополии, он – бывший митрополит Киевский) и кандидатура Епифания, которого считали креатурой Филарета.
Да вот "беда" – митрополит Епифаний всерьез решил отстраивать структуры новой церкви и управлять ею по нормам, записанным в уставе. Теневое влияние почетного патриарха в данном документе не прописано.
И на этом мы получаем забавную ситуацию. Человек, который руководил одной из церквей, создавших ПЦУ, готов пойти на раскол еще не до конца оформленной церкви.
Может, случился в ПЦУ отход от канонов? Может, впадение в ересь? Нет, вся суть в одном слове "патриарх" и вопросе, кого будут им называть. Забавно. И неприятно. Более того, напряженность в церковных вопросах – последнее, что нужно сегодня Украине.
С другой стороны, забавно будет наблюдать за реакцией товарищей, которые в начале 2019 года постили как под копирку написанные тексты с благодарностью Филарету, упоминая его, а не [бывшего главу УАПЦ] Макария и остальных как основной двигатель в создании ПЦУ.
Одним словом, весело будет.
Источник: Ігар Тышкевіч / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора