Перед университетами, преподавателями и студентами стоит непростая задача – пройти через глобальный эксперимент по внедрению онлайн-обучения
Высшее образование должно модернизироваться и стать более соответствующим требованиям времени, а не оставаться в стандартах, введенных еще во время индустриальной революции, отметила доктор политических наук, проректор Киевского национального университета культуры и искусств Инна Костыря.
Какое будущее ждет высшее образование?
Пандемия и кризис заставили университеты в сжатые сроки перестроить свою работу и перевести учебный процесс в онлайн-режим. Кроме того, что университеты решают насущные проблемы с текущим учебным процессом, задумываются над тем, как в кризисных условиях провести вступительную кампанию и как будет происходить обучение осенью этого года, отдельные эксперты смотрят значительно дальше и уже начинают моделировать, каким же образом трансформируется учебный процесс в долгосрочной перспективе.
В частности, недавно в Harvard Business Review профессора и преподаватели бизнес-школ отметили, что в условиях кризиса и трансформации образовательного процесса, который фактически является уникальным глобальным экспериментом в образовании, нужно дать ответ на несколько вопросов о перспективах модели учебного процесса в сфере высшего образования.
Во-первых: нужно ли студенту все четыре года проводить в стенах университета? Для этого необходимо определиться, какую часть в обучении в четырехлетней модели бакалавриата нужно заменить, какую – дополнить, в том числе и цифровыми технологиями. Они высказывают предположение, что базовые курсы и лекции, которые не требуют персонализации и тесного взаимодействия студента и преподавателя, могут быть отданы на откуп технологиям – представлены на мультимедийных платформах. Студенты смогут иметь доступ к таким ресурсам в удобное для них время и в удобном месте. Также, что важно, такие курсы благодаря технологическим платформам могут стать доступными для большой аудитории при минимальных затратах.
Освобожденные ресурсы, считают эксперты, университеты смогут направить на обучение с исследовательской основой, индивидуальные задания и наставничество. С другой стороны, студенты сэкономят средства, поскольку им не придется проводить все четыре года в университетских городках. Они смогут проходить базовые курсы дистанционно удобным для себя способом и по значительно более низкой стоимости. Освободившееся время студенты смогут использовать для более индивидуальных образовательных вещей, которые трудно реализовать удаленно, – для выборочных дисциплин, групповых задач, взаимодействия и профессиональной ориентации. Такая гибридная модель обучения будет более доступной для каждого.
Нынешний кризис дает уникальный шанс за короткое время оценить всем участникам, считают авторы HBR, какие предметы и курсы выиграют от дистанционного онлайн-обучения, а какие не могут продемонстрировать большого успеха. На основе анализа собранной информации можно думать о внедрении гибридной модели обучения. Уже сегодня китайские университеты увидели на примере своих онлайн-курсов, что по сравнению с традиционными занятиями взаимодействие между преподавателями и студентами значительно улучшилось во время онлайн-обучения, а также возросла удовлетворенность студентов учебным процессом.
Другая проблема, которую нужно решить университетам, – это необходимые технологические средства: хороший широкополосный интернет, одинакового качества технические средства (ноутбуки, камеры, микрофоны и тому подобное) у всех студентов и преподавателей, мощные серверы в университетах и так далее, а также высококвалифицированный IT-персонал, который сможет администрировать всю эту систему онлайн-обучения. Также преподаватели нуждаются в обучении, как создавать учебный аудио-видео-визуальный контент для онлайн-курсов с использованием всех доступных средств, а студентам нужны наставничество и инструкции, как успешно проходить и сдавать экзамены по тем или иным предметам онлайн.
Одним словом, перед университетами, преподавателями и студентами стоит непростая задача – пройти через глобальный эксперимент по внедрению онлайн-обучения, чтобы в дальнейшем можно было смоделировать гибридную модель учебного процесса. Одно стало понятным – что введение массовых онлайн-курсов на таких платформах, как Coursera, Udacity или edX, не заменяет полностью традиционного обучения в университетах, как это прогнозировали некоторые. Однако высшее образование должно модернизироваться и стать более соответствующим требованиям времени, а не оставаться в стандартах, введенных еще во время индустриальной революции.
В Азии говорят, что высшее образование имеет два вызова перед собой в процессе изменений – как учить и что учить. Теперь недостаточно просто перевести лекцию в онлайн-режим, поскольку расстояние, которое разделяет преподавателя и студента, требует новых подходов к вовлечению студента. Старые методы начитки лекции, опроса и оценки в онлайне душат вовлеченность студента. Вместо простого чтения лекции нужно привлекать студента к развитию мышления.
Как пример, который демонстрирует новый подход к методам обучения онлайн, обозреватели приводят Minerva Project – фактически футурустический проект из Сан-Франциско – первопроходец в сфере цифровых методов обучения. Преподаватели работают с помощью индивидуальных цифровых платформ и больше ведут себя как фасилитаторы – стимулируют мышление и дискуссии. Занятия начинаются с зацепки-провокации – визуально стимулирующей картинки, эмоциональной истории или вопроса для стимулирования мышления, которые привлекают внимание студентов. Впоследствии студенты идут работать в коротких групповых проектах. Короткие тесты и опросы сопровождают каждое занятие, что позволяет удерживать внимание. Студентов постоянно просят высказывать свои мысли, подводить итоги аргументации своих коллег, играть "адвокатов дьявола" или даже заменять преподавателя и модерировать процесс. Это все стало возможным благодаря многомесячной подготовке преподавателей, обучению их принципам науки об обучении и онлайн-модерации.
Еще один особый подход к обучению в Minerva Project – первый год обучения студентов посвящен фундаментальным вещам: критическому мышлению, креативному мышлению, эффективным коммуникациям, анализу данных, количественным методам исследований. Это призвано изменить у студентов способ восприятия мира вокруг. Студенты должны научиться использовать полученные навыки для прикладного использования в реальном мире. Только после первого года обучения студенты выбирают главное направление обучения – специализацию – и выбирают курсы, но критическое и креативное мышление, эффективные коммуникации, анализ данных и количественные методы сопровождают их в каждом курсе, который они выбирают.
Minerva Project создает партнерства с ведущими учебными заведениями для формирования нового уникального учебного процесса в них. В Minerva Project считают, что университеты должны стать более подвижными, релевантными времени и устойчивыми. Трудно не согласиться с таким мнением.
Источник: "ГОРДОН"