Разве кто-то будет возражать, если убийство Шеремета раскроют журналисты, а не полиция?
Авторы фильма-расследования о гибели журналиста Павла Шеремета нарушили украинские законы, но если благодаря этому удастся раскрыть дело, то методы полностью оправданны, пишет в своем блоге редактор издания "ГОРДОН" Денис Кондак.
Наконец удалось посмотреть фильм “Убийство Павла” о гибели Шеремета в июле 2016 года.
Авторы немного переборщили с драматизмом (для фильма-расследования), но, безусловно, работа впечатляющая. Результаты – тоже. Стали очевидны сразу две вещи:
-
Продвинуться в расследовании убийства вполне возможно, если этим заняться;
-
Правоохранители этим не занимаются.
Но интересно другое.
Владельца серой Skoda журналистам удалось узнать благодаря “источнику, имеющему доступ к автомобильному реестру”. Во время встреч с Устименко использовались скрытая съемка и звукозапись. Информацию о том, что Устименко работал в СБУ, сообщил источник из государственных органов.
Посмотрим на это с точки зрения права.
Скрытое видеонаблюдение в Украине запрещено (статья 359 Конституции): разрешить такую съемку может только суд. Источник в СБУ, передавший журналистам документы об Устименко, нарушил ст. 8 закона Украины о государственной тайне.
Насколько законны действия человека, назвавшего владельца Skoda, – не берусь утверждать, но думаю, что там тоже есть вопросы. Вряд ли каждый гражданин Украины обрадуется, если узнает, что личные данные, телефоны и адреса, которые тот указывает в государственных учреждениях, без проблем может получить посторонний.
Выходит, для того, чтобы добиться какого-то результата, журналистам пришлось применять запрещенные методы и нарушать букву закона. А впервые ли мы с этим сталкиваемся?
Нет. Можно вспомнить январь–февраль 2014 года, когда активисты захватывали админздания на западе Украины. С точки зрения закона – преступление, как и некоторые другие эпизоды того времени. Однако именно эти “преступления” и позволили добиться успеха.
Можно вспомнить и начало войны на востоке, когда украинская армия, по сути, снабжалась не государством, а волонтерами. Система не выполняла свои функции, и народ раз за разом брал дело в свои руки.
Аналогичная ситуация сложилась и с расследованием убийства Шеремета. Когда государственные органы неэффективны, остается всего два варианта: либо жаловаться, что все плохо, либо делать самостоятельно. Тот факт, что в подобных ситуациях украинцы регулярно выбирают второй путь, – огромное достижение.
В данном случае оно дает надежду, что рано или поздно убийство Шеремета удастся раскрыть. Разве кто-то будет возражать, если это сделают журналисты, а не полиция? Пусть они применяют скрытую съемку, устраивают слежку и получают секретные данные из госучреждений – если им удастся установить правду, значит, методы себя оправдали.
Возможно, именно после этого в стране наконец удастся построить рабочую и эффективную систему. Систему, которая сама будет справляться со своими задачами и больше не вынудит украинцев нарушать законы для достижения благих целей.
Источник: "ГОРДОН"