Мне понятна попытка отделить нашу культуру от любой "ненашести". Но наша бытовая культура уже давно интернациональна

В бытовой жизни людей 21-го века отделить исконно украинское от пришлого полностью уже невозможно, считает украинская писательница Лада Лузина.

Напишу очень важный для меня самой пост о национальной и интернациональной культуре. Это то, что я сформулировала прежде всего себе для себя (и не без влияния скандала вокруг Вятровича и примкнувшего к нему Портникова).

Есть национальная культура. И она очень нуждается в изучении и защите, поскольку многие вещи – праздники, традиции, сказания – исчезают сейчас прямо у нас на глазах, как редкие бабочки. Потому в своей книге "Волшебные традиции украинок" мне лично было так важно скрупулезно отделить нашу культуру от любой иной, не путать наши традиции, например традиции святочных гаданий, с традициями ближайших соседей. 

Почему? Потому что, лишь вычленив это ядро, мы можем увидеть самих себя в зеркале – понять свою суть. (Типичный пример – праздник Колодий, который существовал во многих странах, но лишь у нас им заправляли исключительно женщины! И это уже наша особость).

Потому мне в целом очень понятна попытка отделить нашу культуру от любой "ненашести". Но то, что возможно и даже необходимо в научном исследовании, нереально и чревато в обычной бытовой жизни. Ибо наша бытовая культура уже очень давно интернациональна.

Типичный пример – Новый год с елкой. Я никак не могла его упомянуть в "Волшебных традициях украинок" в числе иных праздников. Ведь украинский Новый год – это Василь и Маланка, все наши новогодние традиции привязаны именно к этим двумя дням в святцах, и с этим уже ничего не поделаешь.

Елка пришла к нам из Германии, и нужно спокойно осознавать, что изначально она – не наша. И это однозначно повод максимально популяризировать наш праздник – "щедрый вечер" Василя и Маланки! Но, согласитесь, это явно не повод отменять главную елку страны и отказываться ставить елку у себя дома. Да и можно ли считать ее совершенно не нашей спустя 100 лет празднования и семейных елочных традиций, которые передаются уже из поколения в поколения?

Елка – простой пример того, как изначально не наше (не произрастающее из традиций украинского народа) становится нашим. И в этом нет никакой трагедии.

И нужно столь же спокойно понимать, что любая культура во многом состоит из заимствований. Изучая сейчас народные праздники и традиции Украины, я очень ясно вижу, как они видоизменяются в зависимости от близлежащей границы. На западе они одни, на востоке – иные (любопытно, что самые необычные украинские традиции бытуют неподалеку от границ Беларуси). Начиная от Древней Руси наша мифология заимствовала очень многое у скандинавов, германцев, болгар и т.д. И нужно спокойно воспринимать эти заимствования... и в то же время – это самое интересное! – отслеживать, как общие традиции, мировые мифологические сюжеты трансформировались на нашей земле и становились уже нашими.

Все это, казалось бы, общее место... Но сейчас, когда некоторые особо ярые искатели правды пытаются даже не отделить, а категорически отрубить "наше" от "ненашенского", можно доотделяться до самого скелета и с ужасом выяснить, что и череп скелета у тебя не совсем наш по форме. Нужно совершенно спокойно понять, что в культуре есть очень много пластов, где наше и не наше сливается в единый живой и уже неразделимый организм.

Нужно столь же трезво понимать, что в бытовой жизни людей 18-го года 21-го века отделить исконно украинское от пришлого полностью (!) уже невозможно, и, подымая эту тему как флаг, очень опасно делать из флага разящий и рассекающий меч!

П.С. И да, лично я продолжу отделять наше от не нашего, но исключительно в своих исследованиях, в поиске самых древних пластов наших праздников... и буду реконструировать их, реанимировать и популяризировать по мере моих скромных сил.

Выдохну... я это сказала!

Источник: Lada Luzina / Facebook