В истории с ромами мэр Ивано-Франковска поиграл на слабостях электората. Он знал, что его избирателю понравится позиция "силового наведения порядка"
Мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив занял "удобную позицию" – распространять миф о непреодолимой преступности среди ромов, считает криминолог Анна Маляр.
История с мэром Ивано-Франковска в очередной раз демонстрирует, что жив не только Ленин, но и Брежнев с Андроповым. Это при их управлении предотвращали уличные преступления вывозом или выселением людей из города. Но чтобы это сработало сегодня, надо восстановить СССР, потому что в демократиях такого инструмента предотвращения и противодействия преступности нет.
Коротко напомню предысторию: на еженедельном совещании 21 апреля мэр Марцинкив возмутился тем, что ромы до сих пор в Ивано-Франковске, хотя он давал поручение правоохранителям вывезти их из города, и посоветовал правоохранителям "запаковать" ромов, если они не хотят ехать добровольно.
Затем мэр в свое оправдание рассказал, что ромы нарушали карантин и попрошайничали на вокзале.
Я знаю обо всех предубеждениях в нашем обществе в отношении ромов. И понимаю, что большинству людей некогда читать литературу и разбираться в вопросе, проще поставить клеймо. Но мне жаль, что мэром города может стать человек с низким культурно-образовательным уровнем, который позволяет себе таким образом говорить о людях. Потому что, как по мне, именно человек, который пользуется поддержкой и авторитетом в обществе, должен эту общину просвещать и своим примером показывать цивилизованные пути сосуществования в обществе. Но нет – мэр точно знает, что его избирателю такая позиция "силового наведения порядка" понравится. Поэтому можно унизить целую группу людей, дискриминировать по признаку национальности и поиграть на слабостях электората.
Позволю себе немного тезисов о национальности и преступности:
1. Наукой сегодня не установлено, что этническая принадлежность как-то связана с совершением преступлений, то есть этническая принадлежность не увеличивает и не уменьшает вероятность стать на преступный путь.
2. Да, действительно, во всем мире в преступной среде есть такое явление, как этнические преступные группировки. И, действительно, они могут "отвоевать" себе "право" совершать определенный вид преступлений на определенной территории. Если высказаться понятным языком: становятся монополистами определенного вида преступной деятельности. Но это не оговорено этнической принадлежностью. Иначе нас бы с вами – украинцев – считали бы врожденными производителями синтетических наркотиков и производителями детского порно. Потому что наши преступные группировки в этих направлениях преступной деятельности занимают в мире прочные позиции.
3. В Украине уже не раз исследовали преступность среди ромов, она не выше, чем среди представителей других национальностей, проживающих в Украине.
И ключевое! Вы верите, что правоохранители не могут ничего поделать с преступлениями, которые совершают представители ромской национальности? Вы верите в то, что полиция не знает, кто возглавляет "нищенскую мафию" и кому нищие носят дань? Попрошайничество – не преступление, но "нищенская мафия" втягивает туда людей принудительно с применением физической силы, шантажа и тому подобного. Там есть за что привлекать к ответственности. Может правоохранители не знают, кому идут деньги от мелких краж на вокзалах и в общественном транспорте? То-то же.
Это очень удобная позиция – распространять миф о какой-то непреодолимой преступности среди ромов и прикрывать этим собственную несостоятельность или нежелание действовать по закону. Более того, иногда на этой преступности зарабатывают – именно тем, что не привлекают к ответственности. И в этом нет национальной особенности, потому что зарабатывают так на всех, независимо от этнической принадлежности.
То, что в XXI веке в европейском государстве мэр города говорит "вывезти кого-то автобусами из города за совершенные правонарушения", означает, что полиция и местные власти остались во временах Брежнева или Андропова. Новые технологии – это не только компьютеры и смартфоны. В западных странах сегодня используют и новые технологии коммуникации с преступным миром, в частности по уличной преступности. Как раз история с ромами, которые попрошайничают на вокзале Ивано-Франковска и не выполняют карантин, могла бы быть прекрасной возможностью научиться власти коммуницировать с этой общиной – как и жестким языком закона, так и на языке диалога. Сегодня это уже must have предотвращения уличной преступности на местах, которая имеет признаки организованности.
Источник: Анна Маляр / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора