Европейские лидеры уже не спрашивают, стоит ли строить собственный оборонительный зонтик

Фото: Katarina Mathernova / Facebook

Мюнхенская конференция по безопасности 2026 года, которая только что завершилась, во многих смыслах стала переломным моментом. Больше нет никаких сомнений, что Европа движется по пути полной автономии в сфере обороны.

Еще до недавних пор скептические голоса в Европе подвергали сомнению необходимость строить европейскую оборону параллельно с НАТО. Мюнхен показал: сегодня европейские лидеры уже не спрашивают, нужно ли создавать собственный оборонительный зонтик, а думают над тем, как сделать его максимально эффективным.

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен напомнила, что взаимная оборона – это не политическая декларация, а совместное обязательство: один за всех и все за одного. Президент Франции Эммануэль Макрон был категоричен: Европа должна стать геополитической силой. Не когда-нибудь, не в будущем, а сейчас. Оба говорили о центральной роли Украины в обороне Европы будущего.

Президент Зеленский предостерег от "фальшивого мира" – соглашения, которое не завершит войну, а лишь поставит ее на паузу и даст России время подготовить новое нападение. Он напомнил миру, что безопасность и мир Европы сегодня защищают в Украине.

Президент Зеленский также упомянул Мюнхенское "соглашение" 1938 года.

Я родилась в бывшей Чехословакии. Наблюдая за Мюнхеном 2026 года, я неизбежно ощущала сильное дежавю из-за исторических параллелей. Именно в этом городе в 1938-м европейские государства пытались сохранить мир, предложив части Чехословакии – суверенного государства – агрессору. Они подпитали жадность агрессора кусками страны, голос которой никто не услышал. Для моей части Европы Мюнхен – это не просто исторический эпизод. Это предостережение от повторения ошибок прошлого.

Урок Мюнхена 1938 года прост: мир сохраняется не уступками агрессору – он сохраняется противостоянием ему.

После Мюнхена 2026 года очевидно, что Европе больше не нужен очередной тревожный звоночек. Партнерство с Соединенными Штатами остается краеугольным камнем глобальной безопасности. Но защита Европы, в конечном счете, прежде всего зависит от нас самих. Чем сильнее мы – тем сильнее любой союз, в котором мы находимся.

Источник: Katarina Mathernova / Facebook