НАБУ и САП сообщили о подозрении шести фигурантам по делу "Роттердам плюс". Но в нем не хватает главного организатора схемы! G

Фото: Михайло Цимбалюк / Facebook

Дело "Роттердам плюс" – это пока беспрецедентный случай с шансом на наказание чиновников, но резонансные шаги в Украине часто заканчиваются пшиком, отметил генерал-лейтенант милиции, председатель львовской областной партийной организации ВО "Батьківщина" Михаил Цимбалюк.

НАБУ и "Роттердам плюс": попытка реабилитироваться или перейти Рубикон?

Сообщение о подозрении шести фигурантам по так называемому делу "Роттердам плюс", несмотря на широкий резонанс, вызывает целую бурю смешанных чувств. С одной стороны, несомненно, – это пока беспрецедентный случай: представителей буквально вчерашней власти в коррупции таких масштабов если и обвиняли, то разве что СМИ и защищенные неприкосновенностью политики. Вместе с этим такой случай – это шанс на справедливое наказание чиновников и справедливость в целом. Потому что если суд признает, что за неполных два года (а тарифы в 2018-м и 2019 годах, пока не проверенные детективами НАБУ, продолжали не только действовать, но и расти!) за электроэнергию с украинцев содрали почти 19 млрд грн лишнего, следующим вопросом в правовом государстве должны были бы стать как снижение коррупционно завышенных тарифов, так и возврат излишне уплаченного пострадавшим.

С другой стороны, ни для кого не секрет, что громкие заявления и резонансные шаги в нашем государстве часто заканчивались пшиком, а подозреваемые в той или иной степени избегали наказания. Убийство Чорновила, Гонгадзе и других политиков, активистов и журналистов, расстрелы Небесной сотни и другие расследования, которые в разное время назывались "делом чести" правоохранительной и судебной системы, заставляют задуматься – хотя бы в этот раз подозрения завершатся приговорами и реальными сроками? И оснований для таких сомнений немало: ведь эксперты, журналисты и политическая сила ВО "Батьківщина" постоянно заявляли о коррупционной составляющей упомянутого тарифа еще в 2016-м. От открытия уголовного производства до объявления подозрений прошло два с половиной года (!), и произошло это только тогда, когда четверо из шести подозреваемых уже скрылись за границей.

А то, что упомянутые подозрения НАБУ и САП объявили уже после того, как вновь избранное руководство государства выразило намерение "перезагрузить" эти недешевые для государства и крайне малоэффективные структуры, лишь усиливает сомнения в случайности выбранного для них времени.

И, наконец, последнее, однако едва ли не самое принципиальное предостережение по этому делу: в нем не хватает фигуранта – главного организатора схемы! Часть из тех, кому объявлены подозрения, условно можно считать еще и выгодоприобретателями вот тех 18,9 млрд грн, а другую, топ-чиновничью, – поставщиками неправомерной выгоды в виде завышенных тарифов. Учитывая личности как главы НКРЭКУ (до назначения на эту государственную должность – топ-менеджера Roshen), так и остальных подозреваемых членов комиссии, возникает небезосновательное ощущение, что без соответствующего указания сверху это коррупционное решение не могло быть принято.

В конце концов, без того же невидимого, но всем известного организатора это должно было быть расследовано и отменено как Антимонопольным комитетом, так и Генпрокуратурой. К слову, в разное время руководители обоих ведомств тоже публично заявляли об очевидной коррупционности тарифа "Роттердам плюс", однако через несколько месяцев первый заявил об отсутствии оснований для такого утверждения, а другой – просто "забыл", переключившись на сомнительные "достижения".

Таким образом, это двуединая почва, которая пока дает основания для оптимизма и подкрепляет веру в то, что НАБУ, стремясь реабилитироваться за предыдущие "простои" и "проколы", таки решится перейти Рубикон. Именно она и отделяет "победные" вести и резонансные подозрения от реальных приговоров и наказания виновных. Поскольку сейчас есть запрос общества на восстановление справедливости в обессиленном предыдущей властью государстве и, надеюсь, осознании этого командой новоизбранного президента. Поэтому не довести это, как и остальные резонансные дела, до суда и не наказать их фигурантов, включая Порошенко, означает для Зеленского расписаться перед сторонниками в собственной несостоятельности реализовать очередную большую мечту нации.

Весомым аргументом в пользу того, что хотя бы эти производства и подозрения завершатся как положено, является то, что в команде новоизбранного президента один из ведущих постов занимает человек, который в свое время работал в НКРЭКУ и досконально знает ее "кухню" изнутри, а также еще в 2016-м он стал одним из самых активных поборников отмены пресловутого тарифа – Андрей Герус. Для объективности здесь стоит отметить, что в нынешней команде президента есть и люди, которые в свое время активно отстаивали интересы функционирования "Роттердам плюс". Так, главный таможенник страны Максим Нефьодов (ранее был первым заместителем министра экономического развития и торговли) вместе с председателем правления НАК "Нафтогаз" Андреем Коболевым (которого сейчас продвигают на должность премьер-министра) были не последними лицами, которые защищали коррупционную схему.

Еще один интересный парадокс: "Роттердам плюс" действует только для установления "драконовских" тарифов на электроэнергию, но не используется для формирования цены на уголь с государственных шахт! И тогда же доказывали, что благодаря этой схеме ТЭС, закладывая в тарифе на покрытие цены угля 2200 грн за тонну, на самом деле покупали его у украинских шахтеров по 1330 грн. Поэтому шахты, которые добывали уголь для производства электроэнергии, имели огромные долги... за электроэнергию перед электростанциями. Причина банальна – выручка от использования схемы "Роттердам плюс" идет генерирующим компаниям и трейдерам, а государственные шахты остаются убыточными.

Сейчас стоит каждому нынешнему политику взять реванш – от имени всего народа – за циничную наживу одного олигарха, интересы которого отстаивали несколько подряд президентов, не только на завышенных коррупционным путем тарифах, но и на "торговле на крови". Ведь сейчас ни для кого, в том числе и НАБУ, уже не секрет, что те – вдвое выше среднеевропейских – тарифы мы платили за энергию, производимую ТЭС из угля, втайне экспортируемого во время войны как из ОРДЛО, так и из Ростовской области страны-агрессора.

Источник: "ГОРДОН"