Венгрия может получать любую нефть и логистику. Но Орбан хочет именно российскую – и по "Дружбе"
Ключевой факт: в ночь на 27 января 2026 года РФ ударила дроном по линейной производственно-диспетчерской станции "Укртранснафти" в Бродах – основной нефтеперекачивающей станции на украинском участке нефтепровода "Дружба". Она самая мощная на маршруте, с большим резервуарным парком. После удара возник масштабный пожар, горение сырой нефти в самом большом резервуаре объемом 75 тыс. м&³3; продолжалось 10 дней. То есть это был удар по "узлу управления и перекачки", что привело к остановке функционирования ЛПДС (линейной производственно-диспетчерской станции) и, соответственно, прокачки российской нефти на транзит.
Многие, кажется, не видят логики в действиях России – зачем бить по объекту, который перекачивает российскую же нефть, пусть формально перемаркированную в венгерскую, верным сатрапам Кремля в ЕС и НАТО – режимам Орбана и Фицо? На самом деле тут логика Кремля претерпела определенную трансформацию еще в прошлом году. К тому же, она никогда не заключалась в том, чтобы угождать сатрапам. Сатрапам не угождают, их используют. До поры до времени, пока не изменятся приоритеты. Так вот, изменение приоритетов, точнее дополнение списка приоритетных целей в энергетической инфраструктуре Украины, в РФ произошло еще в прошлом году. После окончательного поражения НПЗ в Кременчуге в июне 2025-го нефть "Укрнафти", которая добывается в Украине, была направлена на экспорт. По той же "Дружбе", через ЛПДС "Броды". Поскольку в России исходят из того, чтобы нанести максимальное поражение энергетическому потенциалу Украины, то в расширение перечня целей в электроэнергетике и газовом секторе пошли и объекты добычи и транспортировки нефти, то есть то, что находится в системе НАК "Нафтогаз України" и оперируется дочерними "Укрнафтою" и "Укртранснафтою". В отличие от оператора ОЭС "Укрэнерго", где со времен Кудрицкого было принято заниматься вопросом инженерной защиты ключевых объектов, в хозяйстве "Нафтогаза" ничего не делалось для этого. Очевидно, что у Че Гевары были другие приоритеты. Показательно, что только в январе 2026 года в "Укртранснафті" нарисовали первые "красивые слайды" с идеями инженерной защиты объектов. Хотя там это должно было делаться в первую очередь, ведь первые прилеты по объектам нефтетранспорта имели место еще в октябре 2022 года – ЛПДС "Чижовка" на той же "Дружбе".
Поэтому не случайно, что поразив транзит по "Дружбе", Россия тут же предложила сатрапиям в Будапеште и Братиславе брать российскую нефть в Новороссийске. Очевидно, что специальная цена для слуг Кремля была бы сохранена, несмотря на все нынешние затруднения с нефтяными доходами.
Действительно, нефть танкерами можно доставлять на хорватский терминал "Омишаль" и оттуда перекачивать по нефтепроводу "Адрия" на НПЗ в Сазхаломбатте и Братиславе. Однако это не понравилось Орбану и Фицо. Почему? Да потому, что комбинированная логистика с двумя перевалками нефти "съест" почти всю скидку от Путина на сырье, а быть бесконечно щедрым – не про него. А у Орбана уже выборы в апреле. Неуверенно себя чувствует и Фицо под давлением оппозиции. Поэтому отсюда старые пластинки из Будапешта, Братиславы под дирижированием из Москвы – "во всем виновата Украина", "Украина прервала транзит".
Будапешт и Братислава обратились к Хорватии с просьбой помочь с транзитом российской нефти. Следует отдать должное, что министр экономики Хорватии Анте Шушняр исключил такую возможность, подчеркнув, что закупка российской нефти фактически финансирует войну против Украины. По его словам, у стран ЕС есть технические возможности отказаться от зависимости от российских энергоносителей. И тут он 100% прав.
У Венгрии есть прекрасные возможности получать нефть. На средиземноморском рынке можно приобрести любую нефть, в том числе и сортов, близких к российской экспортной смеси, или же создать собственную смесь, приобретя несколько сортов нефти. На это и была нацелена корпоративная политика MOL после того, как она неохотно ушла из России в 2016 году, опасаясь негативных последствий от санкций ЕС против РФ после вторжения в Украину в 2014-м. В ноябре 2019 года MOL приобрела от "Шеврона" 9,57% акций нефтяного месторождения "Азери – Чираг – Гюнешли" (AЧГ) в Азербайджане, одного из крупнейших в мире нефтяных месторождений, расположенного в Каспийском море, а также 8,9% акций в трубопроводе "Баку – Тбилиси – Джейхан" (БТД), транспортирующем сырую нефть из АЧГ в турецкий терминал "Джейхан" на Средиземном море. А еще MOL имеет нефтедобычу в Иракском Курдистане, а также в других регионах, о которых говорилось выше. Итак, и выбор сырья, и логистика довольно хорошие – бери какую хочешь нефть, вези танкером в терминал "Омишаль" в Хорватии и оттуда по нефтепроводу "Адрия" – прямо на НПЗ в Сазхаломбатте и Братиславе. Только тут работают рыночные, а не специальные цены под Орбана, как в случае с российской нефтью по "Дружбе". И откатов не будет, или будут, однако не такие, как от операций с российской нефтью. А у Орбана выборы на носу…
Что касается логистики. Как-то Петер Сийярто в интервью испанской El Pais в 2022 году высказался по поводу проблематичности замены маршрута поставок нефти из России. Мол, нам придется расширить мощность трубопровода из Адриатического моря, и мы не знаем, сколько это займет времени. Он откровенно лгал!
Пресс-релиз венгерской компании MOL от 9 февраля 2015 года (!) констатирует, что MOL Group и Transpetrol (словацкий нефтетранспортный оператор) завершили реконструкцию и расширение мощности ответвления нефтепровода "Дружба-1" и "Адрия" между Сазхаломбаттой и Иполишагом в Словакии. Благодаря этим стратегическим инвестициям Венгрия, Словакия и Чехия теперь смогут дополнительно диверсифицировать свои поставки энергии, что значительно улучшит региональную энергетическую безопасность. MOL Group также увеличила пропускную способность венгерского участка нефтепровода "Адрия", соединяющего Адриатическое море со Словакией, с нынешних 10 млн тонн в год до 14 млн тонн. Эта инвестиция имеет стратегическое значение, поскольку позволяет MOL Group удовлетворять потребности в нефти своего Братиславского НПЗ из Адриатического моря. Таким образом, безопасность поставок Венгрии и Словакии значительно улучшилась, а степень их односторонней зависимости на данный момент уменьшается. Участок с расширенной мощностью также может способствовать безопасности поставок Чешской Республики – через этот маршрут чешские нефтеперерабатывающие заводы также могут получать сырую нефть из нового источника.
То есть у Венгрии есть все – и возможность получать любую нефть, и логистические возможности. Но Орбан хочет именно российскую нефть и именно по "Дружбе". Ответ на то, почему это так, дал поневоле Петер Сийярто в том же интервью El Pais в 2022 году, когда сам начал обиженно жаловаться, что "нас всегда представляют как друзей россиян и шпионов Путина". Оговорочка по Фрейду…
А теперь к нашим делам. Если вы попытаетесь найти какое-нибудь официальное сообщение об ударе по нефтетранспортной инфраструктуре "Дружбы" 27 января, то ваши попытки будут напрасны. Ни одно ведомство или компания – ни словечка. А должны были бы сообщить, и немедленно. Обратимся к Соглашению об ассоциации Украина – ЕС. Там есть ст. 276 (сбой в поставках). А в ней есть п. 3, который четко указывает, что "Сторона не должна нести ответственности за прерывание или сокращение поставок, согласно этой статье, если у Стороны нет возможности поставлять энергетические товары в результате действий, связанных с третьей страной..." Эта сторона – Украина. И эта сторона должна была четко и недвусмысленно заявить, что произошло. И сразу же запустить механизм раннего предупреждения, предусмотренный соответствующим приложением к соглашению. Приложение XXVI, которое определяет, что чрезвычайная ситуация – это ситуация, которая влечет за собой значительный сбой и физическую остановку в поставках природного газа, нефти или электроэнергии между Украиной и Европейским союзом. В приложении четко определено, что Украина и ЕС устанавливают "механизм раннего предупреждения" с целью закрепления практических мер, направленных на предупреждение и быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации или угрозу чрезвычайной ситуации. Четко сформулировано: "Это предполагает раннюю оценку потенциальных рисков и проблем, связанных со спросом и предложением на природный газ, нефть или электрическую энергию, и предупреждение и быструю реакцию в случае чрезвычайной ситуации или угрозы чрезвычайной ситуации". То есть украинская сторона должна была еще с 2022 года предупреждать ЕС о том, что имеют место действия третьей стороны (России), которые представляют угрозу транспортировке энергетических продуктов. Очевидно, что ничего этого не было сделано. Как и в данном конкретном случае.
Видимо, МИД Украины должен был бы отреагировать, и в конце концов с Михайловской что-то там пролепетали на днях. Но! В приложении XXVI четко отмечено, что координаторами являются Министерство энергетики Украины и член Европейской комиссии, ответственный за энергетику. То есть Минэнерго должно было бы сделать соответствующие шаги. А кто у нас там сейчас? Министр энергетики Шмыгаль. А чем он известен для данного случая? Тем, что защищал, будучи премьер-министром, транзит перекрашенной в венгерскую российской нефти: "Остановка транзита нефти по нефтепроводу "Дружба" будет прямым нарушением Украиной Договора к Энергетической хартии и Соглашения об ассоциации с ЕС". Очевидно, что премьер был не в курсе, что ЕС в 2024 году оставил Договор к Энергетической хартии из-за несовместимости с климатической политикой, да и Соглашение об ассоциации, видимо, не очень-то и принимал во внимание.
Вот поэтому сейчас Украину хейтят сатрапии Кремля в Европе, а Киев молчит. Молчит, потому что, вероятно, кто-то "и в теме, и в доле". Может, Че Гевара что-то знает. Подозреваемый Галущенко. Миндич. Не раз отмечал, что НАБУ и СБУ давно должны были бы уделить внимание деяниям в "Укртранснафті".
Что касается позиции Еврокомиссии относительно возобновления транзита по "Дружбе", то она, конечно, тупая и позорная. На Брюссель Shahed не прилетают пока что, поэтому мышление евробюрократии остается мышлением мирного времени. Война же в Украине. А поскольку из Киева не сообщали о чрезвычайной ситуации, а в Будапеште и Братиславе под кураторством Москвы времени не теряли, то имеем то, что имеем.
И наконец. Угрозы со стороны Орбана и Фицо прекратить поставки в Украину дизельного топлива и электроэнергии – это уже было. Очевидно, что дизелька уже не идет, но в этом нет проблемы для нас.
Источник: Michael Gonchar / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора