Украина будет самой свободной страной в мире, или ее не будет совсем G

Украина очень опоздала с созданием своего государства, по сравнению с другими европейскими странами, но это может облегчить ее задачу, пишет в своем блоге на сайте "ГОРДОН" историк Виктор Мироненко.

В силу каких-то причин именно украинское общество адекватно восприняло идеи "перестройки" (конечно, не в распространенной сейчас карикатурной форме). На так называемом постсоветском пространстве украинское думающее и работоспособное общество одно, почти в полном одиночестве пытается – сознательно или бессознательно – реализовать главную идею "перестройки" – идею высвобождения человеческой энергии и совести, вернуть людям неотъемлемое право распоряжаться своей жизнью, завершить те оборванные реформы тем, чем они должны были завершиться, – построением современного общества и государства, которое бы стояло на его защите, помогало бы, а не мешало людям жить и работать.

Украина очень опоздала с созданием государства, в сравнении с другими европейскими странами. Но и это печальное обстоятельство можно обернуть если не на преимущество, то хотя бы на облегчение, которое может дать возможность использовать чужой опыт развития национальных демократий.

Становление украинской государственности приходится на момент радикальных, коренных изменений в глобальном политическом дискурсе. Все три известные нам политические философии, на основе которых строились последние полтора века национальные демократии: националистическая, социалистическая и либеральная, – потеряли свою временную безальтернативность. Они уже явно не вдохновляют, не объединяют, не могут быть указателем.

Последним убедительным свидетельством и доказательством этому стал недавно саммит "Большой двадцатки" в Гамбурге, о чем я уже писал несколько дней назад.

Масштабность происходящих изменений можно сравнить разве что с первой неолитической революцией. Об этом уже много сказано и написано. В том числе и в Украине Анатолием Гальчинским, чья "Нооэкономика", к сожалению, прошла в ней почти не замеченной.

Старые европейские демократии и новые, созданные по их примеру, очень трудно поддаются, если поддаются вообще, политическому объединению. Речь идет не только о Brexit или проблеме "нелегальной миграции", правом популизме и прочем.

Думаю, что не очень ошибусь, если скажу, что через 25 лет после "триумфа" Старого Света над миром "реального социализма" мы наблюдаем, как не познанные еще нами глубинные эволюционные процессы глобального толка вот-вот разрушат и его "победителя" – старый национально-демократически-либеральный мир. Что будет дальше, не знает никто. И самое удивительное – никто, кажется, не хочет этого знать. Просто по Бернштейну: "Движение – все, цель – ничто!"

Итак, возникает вопрос: "А стоит ли, строя принципиально новую модель общества и государства, ориентироваться на существующие модели национальной демократии, не говоря уже о ее исторических версиях образца середины позапрошлого века – так называемой весне народов?"

То, что мы наблюдаем сейчас, больше похоже не на весну народов, а на осень.

Стоит ли возлагать все свои надежды в организации национальной экономической и общественно-политической жизни на присоединение к существующим межгосударственным и надгосударственным объединениям?

Или, может, попробовать использовать свой собственный, уникальный, как я уже отмечал выше, опыт, оставаться собой и – кто знает? – научить чему-то и других, по крайней мере тех, кто оказался примерно в той же, что и Украина, ситуации?

Если же обратиться к своему украинскому опыту развития нового общества и государственного строительства, то он в первую очередь свидетельствует о том, что четвертая украинская республика должна формироваться на совершенно других основаниях, по совсем другим принципам.

Какими они должны быть, я не знаю. Не нахожу я их и в современной мировой политической мысли. Единственное, что почему-то приходит на ум, – это введенный педагогом Песталоцци принцип "природосообразности", то есть учиться у жизни и учить жизни. А также первичное "авторское", так сказать, определение понятия "республика".

Украина должна быть Республикой с большой буквы, в первичном, неискаженном смысле этого слова, предложенном еще Цицероном: "Государство (res publica) есть народное достояние, а народ – не любое объединение людей, которое было сплоченно каким-то образом, а объединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общими интересами".

Иначе говоря, Украина будет самой свободной страной в мире, или ее не будет совсем. А с ней и надежды на то, что мы – восточные славяне – не глупее своих родственников и единоверцев – христиан  и можем сами справиться.

Я понимаю, что для многих эти мои рассуждения вряд ли будут приемлемыми. Кто-то скажет: "Не лезь, это не твое дело". И будут правы. Но будут они приняты или отвергнуты, я должен их высказать. Потому что убежден в том, что это пойдет на пользу делу – упрочению Республики Украина в, так сказать, четвертой ее редакции. "Борітесь – поборете, вам Бог помагає!"

Источник: "ГОРДОН"