"Ультранационалисты", которые разбрасываются термином "малороссы" в отношении своих сограждан, провоцируют сепаратизм в Украине
Почему обзывать сейчас своих граждан "малороссами" – это зло.
Я – историк по специальности. Поэтому не буду писать сейчас трактат, как возник и распространился термин "Малороссия" и, соответственно, "малороссы". Потому что это была бы долгая и основательная разведка. Отмечу лишь, что на первом этапе своего существования эти термины не имели никаких негативных коннотаций.
Я не буду анализировать здесь работы всех украинских идеологов и публицистов, которые употребляли этот термин в веках, критикуя "малороссийство" как явление. Хотя в отличие от многих тех, кто им пользуется, читал и "Малороссийство" Евгения Маланюка, и "Украина или Малороссия" Николая Хвылевого и тому подобное.
Я о том, почему не стоит, более того – вредно, использовать этот термин против своих же сограждан.
Этот термин все больше в последнее время в ходу у тех, кто позиционирует себя как "националист". По отношению к своим согражданам, которых этот "националист" презирает или ненавидит.
Еще лет 15 назад термином "Малороссия" в основном пользовались российские политологи. Чем очень нас злили. И они настойчиво пытались делить в своих прожектах Украину на части по ранжиру: "Украина" – это где-то за Збручем, "Малороссия" – это где-то в центре, и "Новороссия" – это где-то на востоке и юге.
Мы злились на их, как тогда казалось, притянутые "за уши" карты. А тем временем в Кремле готовили как военные планы по разграничению Украины, так и средства идеологического оружия. По тому же разграничению страны.
И если часть территории Кремль оккупировал в результате откровенной агрессии (и с помощью десятков тысяч украинцев-коллаборантов, которые перешли откровенно на сторону врага), то идейное разъединение Украины происходит изнутри. И часто (как это ни прискорбно, и как это было бы ни удивительно) – агитацией тех, кто называет себя "украинскими националистами", считает себя патриотами. И обзывает других украинцев – "малороссами".
Парадокс? Конечно! Я знаю лично многих этих людей, более того, уверен, что они считают себя патриотами. И если им сказать, что они ведут раскольническую, по сути, глубоко антиукраинскую деятельность, то они не просто этого не поймут, они искренне обидятся и возмутятся.
"Кто? Мы? Антиукраинскую деятельность? Да антиукраинскую деятельность ведут "малороссы"! А мы Украину любим, за Украину бьемся! Украина – превыше всего!" и т.д.
И сами того не осознавая, с каждым своим употреблением слова "малороссы" относительно других граждан "ультранационалисты" раскалывают страну...
Больше всего это поветрие (обвинение других, что те "малороссы") распространилось в среде тех, кто голосовал за Петра Порошенко. И не удивительно. Его штаб раскручивал сознательно "язык ненависти" внутри нации. Поэтому те, кто голосовали за Петра Порошенко (а это 4 522 450 человек) – это украинцы. Все. На 40-миллионную нацию... Это где-то меньше 15% населения. Остальные – "малороссы". Они или голосовали против Петра Порошенко, или не пошли на выборы вообще. Чтобы не объявлять врагами и "недоукраинцами" 85% населения, как правило, эту цифру уменьшают до 73%. Хотя на самом деле 73% – это же только от тех, кто пришел на избирательные участки и проголосовал за другого (не столь "украинского", да?) кандидата. Но кого уже интересуют какие-то несколько процентов – миллионы "недоукраинцев", когда речь идет об отстаивании интересов "настоящих украинцев"! Несколько миллионов туда – несколько миллионов сюда – какая разница, главное же показать, что есть "не малороссы" среди этого моря негодных именоваться гордым именем "украинец"!
И вот, чтобы обозначить своих политических оппонентов (а наличие политических оппонентов вообще-то в демократическом государстве – норма), их решено вычеркнуть из пределов украинской нации.
Почему? Для чего? Поясню. Украинский "ультранационалист" на самом деле ненавидит украинцев. Он любит "нацию". В которую украинцы не входят. "Нация – превыше всего!". А какая нация? Из кого она состоит? Мнимая нация. Она состоит из мертвых героев, ну, может еще из тех, кому "ультранационалист" позволит называться "украинцем". Но не из реальных украинцев, не из 40 млн украинских граждан. Но если такое сказать "ультранационалисту" (который ненавидит украинцев), его возмущению не будет предела.
"Как так? Да я люблю Украину и украинцев". Более того, это будут в основном его искренние слова и мысли. Но "ультранационалист" любит мнимых, вожделенных украинцев, и не любит реальных, то есть своих сограждан. И чтобы в своей голове избежать этого парадокса, "ультранационалист" просто объявляет этих своих сограждан не украинцами, "недоукраинцами", "малороссами". И все. Никакого парадокса. "Это же не украинцы, малороссы! Почему я их должен любить? Я люблю украинцев!"
А теперь о последствиях. Почему я утверждаю, что это глубоко раскольническая, а значит, глубоко антиукраинская (и значит – в угоду Кремлю) модель поведения.
К счастью, несмотря на все желание Москвы, в Украине нет людей, которые захотели, согласно последней переписи 2001 года, признать себя малороссами. Тысяч 10, например, русинами, где 22 тыс. – гуцулами, а вот малороссами – никого.
А представьте, если ситуация изменится? Если упорная агитация "ультранационалистов" наконец скажется? Как говорила мне в детстве мама: "Если человеку постоянно говорить, что он свинья, то он, в конце концов, и захрюкает ". То есть ультранационалисты хотят, чтобы 85% населения признали себя" малороссами", и что? А если и впрямь-таки признают? Ну что ж, тогда встанет вопрос, а для чего жить вместе? Этим 85% и 15%? Ну, боитесь цифры 85, хорошо, этим 73% и 24%? Для чего? Чтобы слышать постоянные оскорбления? Не считаете нас украинцами? Так на каком-то этапе тогда эти "недоукраинцы" скажут: "Ок, если мы не украинцы, а малороссы, то зачем нам с вами жить вместе?" И здесь"ультранационалист" завоет каким-то ревом: "Ууу, отправляйтесь в Ростов! Это наша украинская земля!"
Стоп. Еще разок. Если пропаганда "ультранационалистов" таки победит, и те, кого они презирают, все же осознают себя "малороссами", то может на какой-то территории их будет меньшинство, а на какой-то территории – большинство... Может, в Харькове, может, в Днепре, может, в Киеве. Поэтому в реальности те "ультранационалисты", которые разбрасываются термином "малороссы" в отношении своих сограждан, провоцируют сепаратизм в стране...
Правда, "ультранационалист" так не думает. Он полагает, что, унижая других, он заставит их признать собственное первенство и пытаться во всем быть похожим на него ("ультранационалиста"). Правда, он и тогда будет искать поводы обвинить украинца в "недоукраинстве", в "малороссийстве". Например, за Зеленского (а это же эти 73%) во втором туре проголосовали много украиноязычных граждан, поэтому язык тоже не является маркером. Ах да… Они же – "малороссы", хоть и украиноязычные... А что же тогда является маркером? Упс, определить тяжело. Точнее – невозможно. Потому что обозвать "малороссом" можно любого и за что угодно. Ненавистью и желчью они так никого не убедят... Только озлобят.
Что делать в этой ситуации? Первое – это осознать. Что "украинец" не является идеальным определением. Украинцем может быть и подлец. Предатель. Насильник. Убийца. Обоих самых известных украинских националистов, кстати, убили украинцы. Коновальца убил Судоплатов (из Южной Украины родом), а Бандеру – Сташинский (из Западной Украины родом). Массовый убийца Оноприенко, который расстрелял несколько десятков украинцев, тоже был украинцем. Предатель и коллаборационист Денис Березовский, командующий Военно-морскими силами Украины – тоже украинец. Украинцы – это не "белые и пушистые". Украинцы могут быть любыми – и героями, и негодяями.
Итак, все граждане Украины являются украинцами. Независимо от того, нравятся они нам или не нравятся. Соперничаем мы с ними или дружим.
Я не могу повлиять на всех украинцев. Поэтому я и не обращаюсь ко всем. Я обращаюсь только к тем, кто исповедует вместе со мной концепцию "25 ступеней к общественному счастью". Ступень №5 в этой концепции звучит: "Осознай себя украинцем". И это в первую очередь – о самоосознании. Но эта ступень не простая и не односторонняя (как, впрочем, и остальные в концепции). Она означает, что мы должны осознать, что и остальные наши сограждане являются украинцами. Нравятся они нам или не нравятся. Уважаем мы их или презираем. И мы, в отличие от раскольников, работаем на объединение нации, единение общества. Соответственно, наша философия – это "философия любви", а не "философия ненависти". Поэтому мы (сторонники концепции "25 ступеней к общественному счастью") употребляем термин "украинец" в отношении всех граждан Украины и не употребляем термин "малоросс".
Источник: Олесь Доній / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора