Если Запад сможет интегрировать Украину, он тогда точно сможет почти все
Каковы перспективы Украины в будущей системе европейской безопасности?
1. Украину действительно готовы брать и в НАТО, и в ЕС. Это отражает общее видение европейских элит и коренным образом изменяет парадигму восприятия Украины, веками запечатленную в европейские учебники истории и стереотипы.
Нам трудно оценить эти изменения, но еще лет 10 назад (мизерное с точки зрения истории человечества время) нас считали очень близкими к русской цивилизации и даже иногда путали с Россией. Теперь никто и никогда не путает. Как, например, не путают англичан и ирландцев, несмотря на, в частности, языковое тождество.
Теперь в восприятии европейцев мы – часть западной цивилизации, и на политическом уровне нас готовы принять. "На этот раз это серьезно", – ответил мне во время дискуссии на прямой мой вопрос один из очень известных отставных немецких политиков.
2. Проблема украинской интеграции в ЕС и НАТО только в том, что никто не знает, как и когда. Пока официальная позиция – "после войны".
Но есть сценарии, обсуждаемые и во внутренних дискуссиях. Зачастую это вариант Расмуссена (бывший генсек НАТО), который предложил, чтобы НАТО дал гарантии безопасности уже сейчас, но только на подконтрольные Украине территории. А потом, когда Украина получит контроль над границами 1991 года, гарантии получит вся страна. Что-то похожее после холодной войны с разъединенной после Второй мировой войны Германией.
Однако остаются нерешенными вопросы: во-первых, готов ли Альянс предложить это официально, во-вторых, готова ли официальная Украина это слушать (первая реакция на предложение Расмуссена была очень критической), в-третьих, что на это будет делать Россия (Москва на это предложение Расмуссена тоже отреагировало очень критически)?
3. Наплыва украинцев после интеграции в ЕС и НАТО никто не боится. Это тоже важный, хоть и не всегда политкорректный аспект.
Как ни странно, свою роль сыграли украинские мигранты и беженцы, которые в "тестовом режиме" легко интегрировались в западные общества и не представляют никакой угрозы для их политической стабильности, в противоположность, например, мигрантам с Ближнего Востока. Вместе с тем, на Западе по опыту войн на Балканах боятся последствий войны – преступности и неконтролируемого обращения оружия.
4. Неприятно, но в контексте Украины также рассматривают будущее России. Да, нам всем бы хотелось, чтобы этого будущего просто не было. Но на Западе все привыкли просчитывать. Что делать, чтобы избежать новой войны? Как гарантировать стабильность РФ? Что произойдет, когда РФ (или ее часть) попадет под контроль Китая? Что может и не может Россия в союзе с Ираном? А с отдельными странами Глобального Юга? Эти вопросы смущают европейские умы, когда они просчитывают завершение войны в Украине.
5. Реформы и стандарты демократии в Украине – пока не то, что больше всего волнует европейцев. Но после завершения боевых действий это будет очень серьезно обсуждаться на всех площадках. Европейские эксперты также предупреждают, что нас ждут очень сложные переговоры о вхождении на европейские рынки, особенно аграрный. Трудные переговоры – это судьба всех евроновичков, и для их ведения нам нужно будет демонстрировать очень высокий профессионализм и терпение.
В общем, расширение ЕС за счет Украины воспринимается, возможно, как один из самых больших вызовов для институтов НАТО и Евросоюза за всю историю. Если Запад сможет интегрировать Украину, он тогда точно сможет почти все.
Источник: Sergiy Taran / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора