Пенсионеры в состоянии елевыживания. А отчисления на содержание пенсионной системы у нас одни из самых высоких в мире
Экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко в своем блоге на сайте "ГОРДОН" написал, что увеличение пенсионного возраста решит проблему пенсионной реформы лишь в краткосрочной перспективе, но этот шаг не решает проблем в корне.
На фоне того, что в 2013–2014 годах экономика упала на 17%, а уровень теневой экономики как минимум остался прежним (правительство считает – около 35%, а я думаю до 50%), естественно, это должно было привести к уменьшению количества людей, занятых в экономике.
Пенсионная система не менялась в Украине длительное время. За исключением постепенного увеличения пенсионного возраста для женщин. И теперь мы пришли к ситуации, когда на 10 работающих приходится 12 пенсионеров. Это абсолютно неустойчивое состояние. Максимально допустимым соотношением является предел 10 к 10, то есть на одного работающего приходится один пенсионер.
Когда соотношение больше, резко возрастает дефицит Пенсионного фонда. В прошлом году показатель дефицитности Пенсионного фонда Украины составил 6,4% ВВП. По этому показателю мы одна из самых бедных стран Европы. Фактически пенсионеры находятся в состоянии елевыживания. Они с трудом сводят концы с концами. И это при том, что размер единого государственного взноса, который идет на обслуживание и содержание пенсионной системы, у нас один из самых высоких в мире. 11% ВВП – столько платится с единого социального взноса в Украине. В Европе аналогичный показатель равен 10%. А в США – всего 5%.
Абсолютно очевидно, эта система устоять уже не может. В этой ситуации есть два направления движения. Первое – делать вид, что ничего не случилось. Прятать голову в песок. Но тогда надо готовиться к варианту, как в Грузии, где есть единая пенсия для всех, без всякой дифференциации, абсолютная уравниловка. Но и такая пенсия тоже не позволит нормально сводить концы с концами. А есть еще вариант, который существует в странах Средней Азии, которые когда-то были частью СССР. Там вообще не существует пенсионной системы как таковой. Обслуживание пенсионеров становится заботой их семей. При такой системе никакого Пенсионного фонда не существует вообще.
Поскольку пенсионная реформа касается практически всех, и действующих пенсионеров, и тех, кто работает, это всегда будет картой спекуляции. Об этом будет вестись много разговоров, будут ломаться копья, будут подниматься разные флаги и лозунги. Типа мы увеличим пенсию до 5000 гривен и не дадим увеличивать пенсионный возраст. Это может привести нас к катастрофе.
Пенсионная реформа должна идти как часть больших изменений в экономике. Допустим, мы пойдем на увеличение пенсионного возраста. Но если не менять систему координат, инвестиционный климат, то экономика не будет расти высокими темпами. Обычное увеличение пенсионного возраста решит проблему лишь в краткосрочной перспективе, но этот шаг не решает проблем в корне. Через три года придется заниматься этими же вопросами.
Чтобы поменять картинку кардинально, с одной стороны, нужно действительно уменьшать количество пенсионеров, а с другой, увеличивать количество людей, занятых в экономике. Параллельно с этим людям, занятым в экономике, нужно дать возможность больше зарабатывать. Но не так, как это предлагают наши популисты. Просто дать больше денег – это бред сивой кобылы. Нужно создать реальные условия для больших зарплат. А для этого нужен экономический рост.
А то, что политики в своих выступлениях используют вопрос пенсионной реформы, это только потому, что эта проблема на слуху. Земельную реформу можно отсрочить. А тут надо быстро принимать решение. У нас есть несколько месяцев на то, чтобы это сделать. Речь о годах уже не идет.
Источник: "ГОРДОН"