Главная проблема открытия рынка земли – большая масса новых некомпетентных владельцев, которым нужно где-то "припарковать" деньги
Главная проблема открытия рынка земли – не скупка иностранцами, а большая масса новых некомпетентных владельцев.
Сегодня стартовал рынок земли. Никаких массовых протестов не произошло, и если не будет каких-то катаклизмов (беспредела на местах), их не будет и в ближайшее время. В то же время есть несколько важных тенденций, которые будут определяющими для первых месяцев.
Сколько будет продано земли в первый год?
В первый год будет продано примерно 500–800 тыс. га, среди которых большая часть государственных земель. Причина – с одной стороны, неготовность людей продавать землю, с другой – простая раскачка рынка.
Цена за 1 га и сколько денег на руках у людей?
Сейчас цены как таковой нет. Экономическая цена сейчас составляет до $1 тыс. за 1 га, но ожидания людей – до $2 тыс. за 1 га. Поэтому средняя цена будет вписываться между этими цифрами.
Кто главный покупатель?
Главный покупатель – с одной стороны, фермер, частично – крупный латифундист (есть пять – шесть игроков, которые сейчас попытаются нарастить свои банки на 20–100 тыс. га), но есть большое опасение, что у нас появится много "непрофильных" владельцев, которым нужно где-то "припарковать" деньги. Это бывшие и действующие чиновники и силовики, которые уже имеют недвижимость и ищут, куда им потратить деньги. Главная проблема этого непрофильного инвестора – непонимание агропроцессов и желание урвать сейчас и по максимуму. Это может привести к "перекосам" с поднятием цен на аренду или – еще хуже – к попыткам самим заняться агробизнесом без минимального представления об этих процессах.
Еще один тип покупателя – банки (необязательно с иностранными корнями). Это чисто спекулятивный капитал, который, судя по всему, частично будет крышеваться государством. Между прочим, в СБУ, насколько мне известно, нет новосозданного специального департамента, который бы занимался этим вопросом, к сожалению.
Вторая проблема – у нас могут окончательно закрепиться (иногда появиться) феодальные вотчины сверхбольших размеров. Государство в целом не готово к этому, а иногда будет даже крышевать эти процессы.
Готовы ли силовики к рейдерству?
Рейдерство у нас обычно начинается именно в июле, когда поля засеяны, но урожай еще не собран. Существует большая вероятность небольшого всплеска рейдерства именно сейчас. Готовы ли силовики этому противостоять? Вероятность ниже среднего. Хотя хотелось бы верить в обратное.
Есть еще один аспект: "узаконенный" или "полуузаконенный" отъем земель на тех местах, где имеются разведанные залежи тех или иных ресурсов. Пока мы не понимаем, насколько эта история будет массовой или точной, но к этому уже готовятся некоторые финансово-промышленные группы.
Можно ли ожидать бунты в ближайший год?
После избрания Лозинского главой ОТО в фермерские бунты не очень верится. Возможны всплески общественной активности, но только там, где новые "покупатели" будут идти слишком нагло. Но судя по всему, в Офисе президента готовятся показательно тушить такие истории, если они "несогласованные". Другой вопрос – готовы ли к раскрутке этих вопросов политические партии, выступавшие против рынка земли. Пока каких-то штабов по реагированию никто не развернул. Но очевидно, появится ряд "заробитчан-робингудов", которые попытаются и заработать на этих процессах, и попытаются пролезть в большую политику.
Источник: Vadym Denysenko / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора