Ющенко проспал время для реформ, самоустранился от ежедневного дирижирования государством. Но он не ошибся в главном: "Прочь от Москвы!"
Ющенко – "Так!"
20 лет назад меня разбудил гул за окном. К шуму транспорта по столичному проспекту Леси Украинки я давно привык. Это было что-то другое.
Смешно, но первая ассоциация была – как улей.
Выглянул – и увидел из окна сначала неорганизованные группы, а затем огромную оранжевую колонну из тысяч и тысяч человек. Ющенко шел в ЦИК зарегистрироваться кандидатом в президенты. Украина просыпалась из постсоветского летаргического сна.
Затем последовало отравление. Для меня стало потрясением, что циничную ложь темников Медведчука об отравлении суши подхватили не только регионалы и кучмисты, но и руководитель оппозиционной Социалистической партии Украины, членом которой я был. Вера в Александра Мороза у меня сильно пошатнулась.
Я навязывал СПУ формулу агитации: голосуйте за последовательную оппозицию, Мороза. Кто не хочет – за Ющенко. Но ни одного голоса представителю мафии Януковичу. Мороз колебался. Мы поехали в три разных области и везде эта формула вызвала овации.
На этом Мороз взял 7% украинских левых центра Украины. Именно они во втором туре отошли к лидеру украинских правых Ющенко, и он стал президентом. С разрывом всего 4%.
Украинцы впервые объединились не для партийной идеологии, а для строительства украинской Украины.
Ющенко был блестящим экономистом. Мы все ждали от него экономических и социальных реформ. Сами ожидания оживили экономику, доходы бюджета резко выросли, был пик иностранных инвестиций. А Ющенко часами рассказывал об истории Украины. В Донецке – четыре часа, в Севастополе – три с половиной, в Харькове – три, из них 60 минут отвечал на единственный вопрос растерянной студентки. Даже в Кабмине он мог час обсуждать идею мемориала героям украинской истории.
Будучи главой МВД, я рвался в бой, просил повлиять на генпрокурора, который пачками закрывал наши дела против старых и новых коррупционеров. А Ющенко ставил мне задачу построить памятник гетману Данилу Апостолу в Сорочинцах.
Я искал, как профинансировать бензин для патрульных и участковых, а Ющенко вдруг ликвидировал ГАИ. Еле выгребли. Ющенко на старте собрал вокруг себя множество ярких, энергичных и умных людей.
Но не смог их объединить.
Юля уже открыто с ним воевала. Министры скрипели зубами. А Ющенко строил Хортицу и музей Триполья. Я бегал между президентом и премьером, просил прекратить внутреннюю войну. Оба стояли на своем.
Реванш не заставил себя ждать. Мороз продался на должность спикера и объединился с регионалами и коммунистами. Янукович стал премьером. Оранжевых, и меня среди них, зачистили.
Восемь месяцев я провел на митингах – по 10 тыс., 20 тыс., 50 тыс. разгневанных людей.
Ющенко распустил парламент. Проукраинская коалиция партий выиграла четыре голоса. Яника сбросили, Юля вернулась. И все началось по старому сценарию самоуничтожения. Раздражение Ющенко перешло в неприятие, а потом – в отторжение.
Прошли годы. И пришло понимание, что все выше написанное (и многое опущенное) – не столь однозначно.
Да, Ющенко проспал время для реформ, когда на подъеме экономики их можно было быстро провести.
Да, он самоустранился от ежедневного дирижирования государственной машиной.
Но, как видится сегодня, он четко знал свою миссию и не промахнулся в главном: "Прочь от Москвы!" Он был решительным в курсе на ЕС и НАТО, предупреждал народ о российской угрозе. Он был решительным в обеспечении демократии. Свобода слова и честные выборы впервые стали реальностью. Он был решительным в Крыму, объявив о неизбежном прекращении оккупации Севастополя. Он был решительным во взращивании среднего класса через потребительские кредиты.
И главное – он уловил дух времени и оценил неизбежность последующего удара Российской империи.
Президент Ющенко не сделал много того, что мог и должен был сделать. Но, несмотря на почти всеобщую критику и осуждение, он знал свою главную задачу.
Бесконечные проповеди Ющенко об истории Украины, как оказалось, были жизненно необходимой инъекцией, изменившей сознание молодого поколения и среднего класса. Именно они, школьники и новички-бизнесмены во времена Ющенко, сейчас являются скелетом героических ВСУ. Для них Украина вечна. Они ее отчисляют не из РСФСР и даже не с 1991 года.
Мечта Ющенко сбылась. Мы живем и сражаемся за страну, которой 1 тыс. лет. От Руси и Гетманщины, УНР и УПА. И именно это единственная гарантия европейского будущего Украины.
Ющенко – "Так!"
Источник: Юрий Луценко / Facebook