Гордон: То, что я делаю во время интервью, – шаманство. Это попытка глубокого проникновения в гостя, в его кишки
Основатель интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрий Гордон рассказал, что записал около 750 интервью с выдающимися современниками, некоторые из них его по-хорошему удивили, другие огорчили и показались сумасшедшими, но, каким бы ни был герой, журналист старался выполнить главную задачу – записать программу, которая вызовет эмоции.
Журналист, основатель интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрий Гордон в интервью проекту Анатолия Анатолича "Зе Интервьюер" рассказал, что во время беседы всегда смотрит в глаза своим героям, пытается "глубоко проникнуть в них" и таким образом получить максимум интересной для зрителей информации.
"То, что я делаю во время интервью, – это шаманство. Это попытка глубокого проникновения в гостя, в его кишки. Я в него ныряю. Я смотрю в глаза – и заныриваю в героя. Мне надо в него залезть, все перевернуть, покопаться и вытащить то, что мне нужно. Чтобы у людей, когда они посмотрят интервью, оно вызвало эмоции: смех, слезы, сопереживание, сочувствие... И чтобы я как зритель спустя лет 10 мог кайфонуть возле телевизора", – сказал Гордон.
Журналист отметил, что только два героя его программы – уже покойный российский бизнесмен Борис Березовский и бывший первый заместитель председателя КГБ СССР Филипп Бобков – тоже не отрываясь смотрели в глаза собеседнику.
"Когда не отрываясь смотрел Борис Абрамович – я взгляд не отводил, а вот от Бобкова, который никогда до меня не давал интервью, – отвел. Думаю, если бы я попал к нему на допрос, я бы рассказал все. В конце интервью я ему сказал: "Филипп Денисович, спасибо, что вы пришли, я понимаю, насколько для вас это нетипично, столько интересного рассказали..." Он поднял на меня глаза и спросил: "А что, я вам что-то рассказал?" – вспомнил Гордон.
Он уже записал примерно 750 интервью с выдающимися современниками, большинство из них выложены на YouTube.
"Примерно четверть моих героев уже умерли... И теперь, когда уходит очередной прославленный человек, оказывается, что, кроме моих интервью, ничего нет. Умер [российский сатирик Михаил] Задорнов, и [в своей программе российский телеведущий] Андрей Малахов говорит: "Вот что Михаил Задорнов рассказывал Дмитрию Гордону в интервью тогда-то". То есть вдруг оказывается, что документов, кроме того, что я делал, почти не осталось", – отметил журналист.
Отвечая на вопрос, кто из героев его больше всего удивил, Гордон вспомнил российского комика Евгения Петросяна. Интервью с ним он записал в 2009 году.
"Когда я слушал по телевизору юмор Петросяна, думал, что он просто ущербный человек. Но когда мы пообщались (у нас был ряд контактов и вне интервью), я понял, что он потрясающий: умный, образованный, грамотный, понимающий тонкости профессии. Это человек, который нашел нишу и разрабатывает ее. Он меня по-хорошему удивил. Но были люди, которые удивляли по-плохому. И это нормально!" – сказал Гордон.
По словам журналиста, у огромного количества его героев были психические расстройства, "но к этому надо относиться философски".
"После записи всех этих интервью я понял главное: очень много выдающихся, великих людей – с большими психическими проблемами. Там очень большой процент откровенно сумасшедших. К этому надо относиться философски и понимать, что твоя задача – разговорить человека, показать его", – сказал Гордон.
Журналист также подробно рассказал, как готовится к интервью. По его словам, методы подготовки за всю его карьеру практически не изменились.
"Я всегда к интервью готовился одинаково. Во главе угла – система, я вообще системный человек. Вначале мои помощники дают мне полное досье на героя. Дальше начинается работа. Я пишу вопросы, которые сходу задал бы этому человеку, далее читаю, что написано о нем в досье, выписываю какие-то факты, которых не знал... Далее листы со всеми этими вопросами я разрезаю ножницами и раскладываю на огромном столе, потом сортирую вопросы по темам: детство, личная жизнь, увлечения... Далее начинаю сортировать вопросы внутри каждой темы, а затем сортирую темы. Все, у меня канва интервью готова, а дальше – творчество", – отметил Гордон.
Он рассказал, что были интервью, когда все шло по запланированному сценарию, в некоторых случаях не удалось задать ни одного подготовленного вопроса.
"Да, было и такое. Например, человек приходил пьяный – и все шло не так. Еще помню интервью с великим русским художником Ильей Глазуновым. Он практически не давал интервью, не шел на контакт. О встрече со мной его попросил [российский певец] Иосиф Кобзон. Я приехал к нему в музей – и все пошло не по плану. Первым делом мне провели экскурсию – я должен был окунуться в эту атмосферу, а потом Глазунов сел напротив меня и начал говорить. Он вспоминал блокаду Ленинграда, как семья умирала у него на глазах, один за другим, и начал плакать. Интервью вышло совершенно другим. Блокада была бы в нем все равно, но все пошло иначе", – вспомнил журналист.
Журналистскую карьеру Дмитрий Гордон начал в 1984 году. Печатался в газетах "Молодогвардієць", "Комсомольское знамя", Вечерний Киев", "Комсомольское знамя", "Молодь України", "Комсомольская правда", в "Спортивній газеті" и других.
В 1995 году основал газету "Бульвар" (с 2005 года она называется "Бульвар Гордона"), а в 2013 году – интернет-издание "ГОРДОН". С 2000 года выпускает программу "В гостях у Дмитрия Гордона" (в разные годы она выходила на телеканалах "Перший національний", Tonis, ЦК, "Київ"), с 2017 года ведет авторскую программу на телеканале "112 Украина".