Новгородцев: Мое мнение об украинцах почерпнуто из "Тараса Бульбы". Казацкая вольница. Эти люди отказывались быть рабами, что мы и наблюдаем по сей день
Бывший радиоведущий "Русской службы BBC Сева Новгородцев накануне творческой встречи в Киеве, которая состоится 22 октября в Caribbean Club, рассказал в интервью изданию "ГОРДОН" о том, как изменилась роль русского рока в обществе, как, по его мнению, Украина может вернуть Крым, об утерянной чопорности британцев и морализаторстве в России.
Бывший радиоведущий "Русской службы BBC, автор программ "Рок-посевы", "Севаоборот" и "БибиСева", кавалер ордена Британской империи 79-летний Сева Новгородцев, эмигрировавший в Британию из СССР в 1975 году, проведет в Киеве 22 октября в Caribbean Club встречу в формате ответов на вопросы. Накануне мероприятия издание "ГОРДОН" передало ведущему подборку своих вопросов.
Нынешней системе рок безразличен — она занимается своими делами, например, зарабатыванием денег, и рок из протестного движения вернулся на ниву искусcтва
– Группа "Кино" заявила о воссоединении через 30 лет после смерти Цоя и намерена дать концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Как вы относитесь к подобным возвращениям на сцену?
Группа “Кино” в этом не одинока. Иэн Хантер объявил о воссоединении Mott the Hoople (может, кто помнит их альбом All the Young Dudes 1972 года.) Из того состава двое умерли, еще один лежит с инсультом – и ничего, выступают.
Группа Kiss тоже воссоединилась, правда из оригинальной четверки на сцене сегодня только двое (остальные живы, но не хотят). Группа The Who воссоединилась в половинном составе (вторая половина ушла в мир иной). Группа Foreigner воссоединилась в лице одного человека, Мика Джонса, но у него пошаливает сердце, недавно на 10-тысячном концерте в Тель Авиве он вообще не вышел на сцену. Но все равно — Foreigner.
Этот список можно еще долго продолжать. Публика требует, она хочет вернуться в те годы, когда была очарована артистами. Людям свойственна ностальгия, и это прекрасно.
– Рок в СССР родился как протест против системы. Сейчас на постсоветском пространстве этот жанр стал декоративным, бутафорским?
– Мне кажется, что рок родился из любви к року. Это был жанр самовыражения молодежи, но поскольку система запрещала и винтила, то это самовыражение вылилось в протест. Нынешней системе рок безразличен — она занимается своими делами, например, зарабатыванием денег, и рок из протестного движения вернулся на ниву искусcтва, которая, надо сказать, за прошедшие годы малость зачахла. Время изменилось.
– Кто составляет ваш личный рейтинг пяти лучших музыкальных групп в истории?
Отвечу песнями: Queen — Barcelona, Billy Joel — She is always a woman to me, The Beatles — конец альбома Abbey Road (She came in through the bathroom window, Golden Slumbers, Carry that Weight, And in the end), Thin Lizzy — Parisien Walkways, Crosby, Stills, Nash and Young — Teach your Children.
До Чернобыльской катастрофы Украина была самым здоровым местом на земле, здесь вырастали люди неукротимой энергии
– Вы знакомы со Святославом Вакарчуком. Как расцениваете его решение пойти в политику?
– Святослав произвел на меня впечатление человека решительного и смелого. Опыт его больших концертов показывает — он может вести людей за собой. Однако в политике быть романтической фигурой недостаточно, там много нудной крючкотворной работы, требующей к тому же обширных познаний в экономике, финансах, дипломатии и юриспруденции. Возможно, Святослав работал над собой и вполне готов. Во всяком случае, желаю ему успеха.
– В Украине после 2014 года свергли памятники Ленину и другим коммунистическим деятелям (это явление назвали декоммунизацией). Правильно ли это?
– Среди первых большевиков было немало честных идеалистов, но созданная ими система подавления и террора поглотила и их, и несколько последующих поколений партработников. Большой террор, как мы теперь знаем, делали по разнарядке, по плановым цифрам. Жуткая, антигуманная, бесовская система. Настоящая роль Ленина постепенно проясняется из исторического тумана, который Сталин напустил для собственной маскировки. Мне от этих памятников всегда было худо.
– Вы неоднократно приезжали в Украину. Какое мнение у вас сложилось об украинцах? В чем особенность украинского менталитета? В чем главное отличие украинского менталитета от российского?
– Мое мнение об украинцах почерпнуто из “Тараса Бульбы”. Казацкая вольница. Запорожец платил в шинке столько, сколько рука сгребала в кармане. Для тонкой бухгалтерии это, конечно, плохо, но эти люди отказывались быть рабами, что мы и наблюдаем по сей день. До Чернобыльской катастрофы Украина была, с моей точки зрения, самым здоровым местом на земле, здесь вырастали люди неукротимой энергии. Другими словами, украинский чернозем не чета русскому подзолу. Однако в России родилось новое поколение технически подкованных и продвинутых людей, интеллектуальная и культурная масса там все еще намного мощнее.
– Как, по вашему мнению, Украине можно вернуть Крым?
– Только полюбовно, создать страну и порядок, в который захочется войти. Вообще, история потери Крыма представляется мне довольно мутной, кто-нибудь исследует когда-нибудь это дело.
– Как вас изменила Британия? Какие привычки появились? Сложно ли привыкнуть к чопорности британцев? Как они понимают свободу?
– Британия, когда я туда приехал, была страной очень пристойной. Люди воспитаны, если что – сразу извиняются, без очереди никогда не полезут, говорят негромко, разговоры о деньгах считают неприличным. Прекрасно информированы, в пивной можно поговорить на любые темы. Свободу понимают прежде всего как ответственность. В общении порой бывают скучноваты, но работать с ними одно удовольствие. Пунктуальны, незлобивы, всегда готовы пошутить. К сожалению, референдум 2016 года вывел тихие разногласия, которые были всегда, на поверхность. От чопорности не осталось и следа.
– Космополитизм как таковой – это утопия? Возможен ли он в современном мире? Это благо или зло?
– Космополитизм не только благо, но единственный путь в будущее. Путь этот далеко не простой, поскольку быть космополитом не всем под силу. Надо знать иностранные языки и культуру, уметь видеть проблему с разных сторон.
– Как вы считаете, музыканты, которые декларируют, что находятся вне политики в стране, в которой идет война, не высказывают свое мнение о происходящем, имеют моральное право получать государственные награды или быть обладателями государственных званий, полученных ранее?
– Музыканты на все имеют право, их нельзя ни судить, ни обижать. Так ведется издревле: на деревенской свадьбе, бывало, все напьются, посуду перебьют, друг другу морды расквасят, а гармониста никогда не тронут. Настоящий музыкант — это работник эмоциональной сферы, обычные суждения к нему неприменимы.
Не ем мяса с 1982 года, питаюсь полтора раза в день, умоляю супругу, чтобы не подкладывала
– Должно ли творчество быть морализаторским в той или иной степени? Какая задача творчества вообще?
– В Британии морализаторства в литературе, песнях или драме я не встречал. Творчество там обычно исследует природу человека в контексте времени. В России, напротив, с морализаторством встречаешься на каждом шагу. Это черта глубоко провинциальная.
– Нужен ли времени герой? Есть ли он сейчас?
– Конечно. Герой — это средоточие всех подспудных перемен, которые назрели, а он их выразил. В истории правозащитного движения России — сплошные герои: Политковская, Немцов, Буковский. Героев вокруг нас — тысячи, на их жизнях, как по ступеням, народ и страна поднимаются вверх.
– На какие вопросы вы отказываетесь отвечать на ваших встречах с поклонниками?
– Я последователь школы Маргарет Тэтчер, на коварные или враждебные вопросы она не отвечала, а говорила то, что считала нужным.
– Как поддерживаете себя в форме?
– Никак. Форма поддерживает меня. Не ем мяса с 1982 года, питаюсь полтора раза в день, умоляю супругу, чтобы не подкладывала. Квартира на четвертом этаже без лифта — продукты, дрова, мусор таскаем в руках. В хорошую погоду, как в эти дни, выхаживаем по горным тропам часа по два. Сплю вволю. Но главное – голова занята, все время надо думать.