Суд в Днепре заставил 32-летнюю вдову после смерти мужа отдать эмбрионы свекрам. На чьей стороне правда

В 2024 году Верховная Рада приняла закон о том, что эмбрионы в случае смерти или гибели одного из партнеров принадлежат только партнеру
Фото: depositphotos.com (иллюстративное)

Супруги Александр и Анастасия Кузьменко планировали стать родителями благодаря репродуктивным технологиям – им удалось получить шесть эмбрионов. Впрочем, забеременеть женщине не удалось – сначала умер ее муж, а после его смерти Центральный районный суд Днепра обязал вдову отдать три эмбриона своим свекрам, чтобы они с помощью суррогатного материнства могли продлить свой род. Об этом 19 сентября рассказали в сюжете, вышедшем в эфире "Сніданку з "1+1"

По словам 32-летней вдовы, после смерти мужа, который умер от неспецифического язвенного колита, она не хотела говорить о материнстве из-за своего тяжелого психологического состояния. Впрочем, родители ее умершего мужа настаивали, чтобы она как можно быстрее завершила процедуру и родила им внуков, а когда она отказалась, обратились в суд.

В суде адвокаты Татьяны и Владимира Кузьменко, говорится 15 сентября в сюжете журналистки Ирины Маркевич для ТСН, заявили, что эмбрионы – это часть наследства их сына, а поскольку невестка от наследства отказалась, то эмбрионы должны наследовать именно они.

Адвокат Анастасии Кузьменко утверждает, что эмбрионы не могут переходить по наследству к родственникам.

"После смерти одного из супругов все права на биологический материал переходят к другому из супругов, и право использования является единоличным", – пояснила адвокат Людмила Кириленко.

Что думает суд

В сюжете отмечается, что в 2024 году Верховная Рада приняла закон о том, что эмбрионы в случае смерти или гибели одного из партнеров принадлежат только оставшемуся партнеру и ими не могут воспользоваться близкие родственники.

Впрочем, суд не принял этого во внимание, говорится в репортаже.

"Признать право Кузьменко Татьяны Анатольевны и Кузьменко Владимира Николаевича как супругов на последующую регистрацию акта рождения ребенка, который может родиться с использованием вспомогательных репродуктивных технологий через суррогатное материнство с использованием трех криоконсервированных эмбрионов", – говорится в постановлении, которое зачитал судья Сергей Едаменко. Он добавил, что родители умершего должны получить "двух девочек и мальчика".

Согласно решению судьи, пожилая пара может воспользоваться суррогатным материнством, а рожденных детей зарегистрировать как собственных.

Что дальше

"Выполнить это решение невозможно однозначно. С одной стороны, правоохранительные органы Украины возбуждают уголовные дела о торговле людьми и в состав преступлений они инкриминируют отсутствие у пациентов-заказчиков медицинских показаний, а именно отсутствие непосредственного генетического родства между родившимся ребенком и родителями, потому что это родство должно быть 98–99%. А с другой стороны, суд легализует именно такие нарушения. Суд не осуществил правосудие, не решил дело по закону. Он превысил полномочия. Единственное, что мы можем, – подать жалобу в Высший совет правосудия для того, чтобы открыли дисциплинарное производство. Это решение является нонсенсом для репродуктивного сообщества и вообще для судебной системы", – прокомментировала определение суда Кириленко.

Сама вдова планирует подавать апелляцию, а также обращаться в Европейский суд.

Что говорят родители умершего

Адвокат родителей умершего Кирилл Федорчук в комментарии "Сніданку з "1+1" заявил, что невестка его клиентов регулярно получала от них деньги и пообещала родить ребенка.

"Два года та манипулировала этим, выманивая деньги. В нотариальном реестре есть расписка на $185 тыс., которые она получила от родителей. Анастасия перевезла и даже пыталась уничтожить эмбрионы. Клиника в Днепре незаконно без согласия умершего перевезла их в Киев. И только благодаря суду удалось не допустить уничтожения шести зародышей новой жизни", – процитировала переписку редакции с адвокатом ведущая Неля Шовкопляс.