"Метинвест": Из-за тарифов государственных монополий мы теряем основные экспортные рынки
Государственные монополии повышают тарифы на энергию и перевозку, а бизнес теряет основные экспортные рынки и переходит в режим выживания. Об этом говорил глава офиса генерального директора группы "Метинвест" Александр Водовиз на конференции "Україна та світ попереду", организованной NV при поддержке The Economist, сообщил сайт "Метинвеста".
По словам Водовиза, "Метинвест" столкнулся со значительным ростом операционных расходов и снижением конкурентоспособности, что привело к остановке Ингулецкого горно-обогатительного комбината. Сейчас стратегия группы состоит в сохранении коллектива и поддержке текущих операций. Дополнительный рост тарифов, по его мнению, еще больше ослабит позицию бизнеса.
"Сегодня у нас остановлен ИнГОК. Это 4 тыс. людей без работы, для которых мы пытаемся сделать все возможное – трудоустроить на других активах, помочь. Две причины остановки комбината – высокие тарифы на электроэнергию и на перевозку по железной дороге. Мы не достреливаем по себестоимости до наших якорных рынков. И сейчас мы видим, что "Укрзалізниця" хочет снова повысить тарифы на 37%. Предлагается почти четырехкратное повышение тарифа на транспортировку газа, а тариф на передачу электричества уже повысили на 30%. В таких условиях думать о будущем развитии очень тяжело. Мы включили режим выживания и стараемся как-то сохранить то, что имеем", – сказал Водовиз.
Он добавил, что регуляторные органы и государственные компании должны построить диалог с бизнесом относительно тарифной политики, потому что бизнес является основным потребителем услуг компаний-монополистов и их решения оказывают прямое влияние на предприятия и показатели украинской экономики.
У "Укрзалізниці" есть свои расходы, многое сделала, помогла с эвакуацией. Но нужно тоже смотреть вперед. УЗ последние два года прибыльная, а у нас есть убытки. У них за 2024 год примерно 6 млрд кеша, а у нас нет кеша. Они не хотят реструктуризировать свои обязательства, а частному бизнесу нужно это делать по бондам и т.д. И, главное, у нас сейчас с государственными монополистами нет дискуссии – ни с НКРЭКУ, ни с УЗ, вот в чем беда", – отметил Водовиз.
Контекст:
ОП "Укрметаллургпром" в декабре призвало правительство не повышать тариф на грузовые перевозки, а ввести двухлетний мораторий на повышение тарифов "Укрзалізниці" и провести аудит в госкомпании с целью предотвращения неконтролируемых расходов. Авторы отметили, что последствия повышения тарифов для экономики Украины будут катастрофическими и грозят Украине остановкой стратегических предприятий и существенным сокращением валютной выручки.
5 декабря ЦТС сообщал, что вице-премьер-министр по восстановлению Украины – министр развития общин и территорий Алексей Кулеба встречался с руководством "Укрзалізниці" и уже получил от него план повышения тарифа. Тогда участники рынка заявили, что это "очень странное поведение министра", ведь решение принималось кулуарно и бизнес к обсуждению не привлекали.
Данные о финансовых результатах УЗ обнародовало издание Forbes Ukraine. "Укрзалізниця" завершила три квартала 2024 года с показателем чистой прибыли в размере 1,66 млрд грн. Выручка УЗ за январь – сентябрь возросла до 78 млрд грн. Это на 17% больше, чем было за аналогичный период прошлого года.
Прошлый год "Укрзалізниця" завершила с чистой прибылью 5,2 млрд грн.
За первое полугодие 2024 года "Укрзалізниця" получила прибыль в размере 3,1 млрд грн. Однако тогдашний глава компании Евгений Лященко спрогнозировал, что год компания завершит с убытком, и инициировал пересмотр тарифов на грузовые перевозки.