"Лапал и лез целоваться". Бывшие ученики рассказали о насилии в школе танцев в Полтавской области

Свидетельства бывших учеников школы танцев охватывают три десятилетия – с конца 1970-х до 2010-х
Фото: depositphotos.com (иллюстративное)

Ученики коллектива спортивно-бального танца "Сузір'я", который более 55 лет славился своими победами в Кременчуге (Полтавская область), рассказывают о длительном насилии. По их словам, десятки детей испытывали физическое, психологическое или сексуальное давление со стороны руководителей клуба – супругов Александра и Людмилы Кулиш. Свидетельства пострадавших "УП. Життя" опубликовало 30 января.

По сообщению издания, собранные свидетельства охватывают три десятилетия – с конца 1970-х до 2010-х. Бывшие ученики рассказывают, что подвергались насилию со стороны Александра Кулиша в коллективах "Ручеек" и "Эльфы", а также в пионерском лагере "Звездный".

"Кулиш закрывался в кабинете [с девочками] под предлогом примерки костюма, совершал извращенные действия: запускал руку в трусы, целовал. Летом в спортивном лагере "Звездный" ночью заходил в комнату, садился на край кровати и запускал руки под одеяло к половым органам. То же происходило и в поездках на соревнования. От развратных действий Кулиша пострадал не один десяток девочек", – анонимно рассказывает женщина, которая училась в коллективе "Эльфы" с конца 70-х.

Бывшие ученики также рассказывают о систематическом унижении и физическом жестоком обращении: побоях, толчках, унижении на глазах у всех.

"Его фразочки на ребят "гандон штопаный", а на девочек – "кугутка", "прошмандовка", "бездарь", "корова" остаются в памяти на всю жизнь... Бить детей по голове, по спине на глазах у всего коллектива всегда было для него нормой", – вспоминает выпускница 90-х.

Показания подтверждают, что издевательства продолжались и после 2000-х годов.

"Очень боялась идти на индивидуальные занятия, потому что знала, что будет лапать, цепляться. Родителям ничего не рассказывала, потому что было страшно и стыдно о таком говорить", – рассказывает бывшая ученица.

Издание также отмечает, что на протяжении десятилетий физическому и психологическому насилию подвергались как девочки, так и мальчики.

"Детей могли бить по рукам и ногам, толкать, унижать публично, доводить до слез и истерик. Физическое насилие применялось и ко мне лично", – сообщил парень, обучавшийся в "Сузір'ї" в 2010-х.

"УП. Життя" опубликовало три подробные истории пострадавших. Имена некоторых героинь изменены из уважения к их приватности.

Анна, 23 года

Девушку отдали на танцы в 2008 году, когда ей было четыре года. Она начала заниматься в самой младшей группе, впоследствии перешла в старшие и достигла самой старшей группы к 11 годам. С малых лет ребенок переживал физическое и психологическое насилие.

"Когда мы начинали меняться, становились более женственными, он мог собрать девушек и говорить: "Ты, ты, ты – посмотрите на свои бедра, посмотрите на свою грудь, вы становитесь бабами. Как вам от этого? Вы должны быть худые, не есть ничего". Мы все и были худые. Тренировались шесть раз в неделю, иногда по две тренировки в день. Нагрузка была настолько высока, что там было невозможно поправиться", – рассказала Анна.

По ее словам, Кулиш шлепал ее по ягодицам, держал за грудь и ягодицы под предлогом исправления движений. Анна вспоминает случаи индивидуальных занятий, когда совершалось сексуальное насилие:

"Он спросил: целовалась ли я когда-то? Я ничего не сказала, просто махала головой – "нет". Он сказал что-то типа: "Как такая красивая девушка, танцовщица, никогда не целовалась? Я тебя сейчас научу". Сказал: "Втягивай воздух", – и засунул свой язык мне в рот. Он продолжал: говорил, какая я хорошая, лапал, целовал, засовывал пальцы понятно куда, просил положить мою руку ему на штаны – я положила. Он делал со мной все это, а я просто стояла", – вспоминает девушка.

Анна рассказывает, что смогла избежать дальнейшего насилия благодаря изменениям в партнерстве, после которых она перестала посещать индивидуальные занятия с Кулишем, и медицинским запретам на тренировку.

Евгения Норенко, 22 года

Она попала в "Сузір'я" в четыре года. В старшую группу перешла в 11–12 лет.

"[Насилие] продолжалось еще у Людмилы Ивановны. Обычно занятие начинается нормально – она очень добрая и милая, улыбается. Проходит 20 минут – она кричит, может ударить по плечу. Когда нужно что-то поправить и ей уже не хватает нервов – лупит по ногам, по рукам. Это воспринималось как норма – либо такая "фишка преподавателя", либо "это спорт и так должно быть", – рассказала бывшая ученица.

Относительно Кулиша девушка вспоминает, что еще когда ей было примерно 10 лет, она слышала, что его называют "старым извращенцем".

"От Кулиша всегда чувствовалась суперопасность. Мало того, он еще жестче, чем Людмила Ивановна – это просто какой-то концлагерь. Когда он танцует или показывает, всегда держит тебя рукой за копчик, а иногда может касаться ягодиц – что-то там будто поправлять или просто прислоняться, засовывать руку между ног, но не в белье. Потом начинает говорить девушкам странные вещи о пубертате, типа: "Скоро вы "обабеете", – это его любимое слово – "сиськи, письки, жопы круглые будут", – заметила Евгения.

Девушка рассказала о случае, когда однажды они остались с преподавателем вдвоем:

"Начинает спрашивать о моих планах на обучение, хотя мне тогда было лет 12. Мол: "У меня есть связи, я тебя устрою в педагогический, можно будет экзамены не сдавать", – и начинает брать меня за руку. Я вырвала руку и выбежала из кабинета", – сообщила девушка.

После того как девушка рассказала родителям об одном из инцидентов, она стала избегать Кулиша. По ее словам, после этого он вместе со своей женой стал унижать ее, называя "шлюхой".

Ольга, 50 лет

Она училась в "Сузір'ї" в 80-х. Насилие началось примерно в 1984–1985 годах, когда женщине было 10–12 лет.

"Он бил детей, и его жена тоже – они даже не скрывали этого. Обижали, всякое было, конечно. Когда он начал меня лапать и лезть целоваться… К 10-летнему ребенку… [Развращение] было в его кабинете", – рассказала женщина.

Ольга вспоминает, что такое случалось примерно 10 раз. Они много лет ездили в лагеря, где Кулиш тоже приставал к ней. Там почти не было отдыха – тренировки продолжались с утра до вечера, и она чувствовала себя как в концлагере.

"Помню, как он позвал меня в свою комнату: подходил близко, лапал, лез целоваться. Говорил, что "любит" и "никому не говори". Для меня это тогда было таким психологическим стрессом, что я очень долго это помнила", – отметила женщина.

Ольга говорит, что не могла никому рассказать – ни родителям, ни друзьям, ни знакомым. Для нее это был стыд, и она сомневалась, что ей кто-нибудь поверит, ведь он был известным человеком.

Контекст:

27 января "УП. Життя" сообщило, что руководителя спортивно-бального клуба "Сузір'я" в Кременчуге подозревают в сексуальном и физическом насилии над детьми и психологическом давлении, к этому могла быть причастна его жена Людмила Кулиш. Прокуратура начала досудебное расследование.

Огласка вокруг школы танцев началась после создания активистами специального сайта, где опубликовали фото преподавателя и собирают показания бывших воспитанников. Через анонимную онлайн-форму поступили десятки рассказов о сексуальном, физическом и психологическом насилии, которое, по словам авторов, длилось годами. Кулиш подал заявление о клевете, а его жена утверждает, что муж работал только со взрослыми группами, а детей учила она.