Психиатр Шум: Мне вообще непонятно, как пациента львовской психбольницы, взявшего людей в заложники, можно было отпускать домой
Если бы в Украине обычных пациентов отделяли от тех, кто совершал преступления, захвата заложников в психбольнице Львова не произошло бы, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" заместитель директора по научной работе судебной психиатрии и экспертизе Научно-исследовательского института, социальной и судебной психиатрии и наркологии Министерства здравоохранения Украины Сергей Шум.
Медицинский персонал Львовской областной психиатрической больницы должен был знать, что их пациент, взявший в заложники других больных, способен на такой поступок, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" заместитель директора по научной работе судебной психиатрии и экспертизе Научно-исследовательского института, социальной и судебной психиатрии и наркологии Министерства здравоохранения Украины Сергей Шум.
"Врачи и суд предполагали, что этот пациент способен на такое. В противном случае он бы и не был принудительно госпитализирован. Медицинский персонал должен был знать, что пациент может совершить такой поступок. Причем ранее он уже находился на принудительном лечении. И тут о себе дало знать несовершенство нашей системы судебной психиатрии. Она не менялась в Украине никогда. Какой мы ее унаследовали, такой она и осталась по сей день. Если пациент совершает преступление и суд признает его невменяемым, он не может быть помещен в тюрьму. Так как он не понимает, что делает. Домой его тоже отпустить не могут. Поэтому и были придуманы принудительные меры медицинского характера", – отметил Шум.
По его словам, в Украине лишь 30% пациентов, совершивших преступления, направлены в больницу строгого наблюдения.
"У нас на всю страну одна-единственная больница строгого наблюдения. Там специальные условия, охрана и так далее. По сути, это психиатрическая больница. В целом проблема состоит в том, что пациенты, совершившие преступления, находятся в обычных палатах, в обычных отделениях с обычными пациентами. То есть их никак не отделяют. Это просто катастрофа. По статистике, лишь 30% пациентов-преступников находятся в больнице строгого наблюдения. Остальные же, подавляющее большинство, пребывают в таких условиях, как это было во Львове – в общих палатах. Далеко не во всех регионах Украины осознают, что это особый контингент, который не может находиться вместе с обычными больными", – подчеркнул собеседник.
Он акцентировал внимание на планах Министерства здравоохранения отделить судебную психиатрию от общей.
"Есть негласное правило: чтобы пациент вышел из психбольницы, он в обязательном порядке должен быть сначала на строгом, потом на усиленном и в конце на общем режиме наблюдения. То есть все, кто был на строгом режиме, обязательно попадут на общий. Минздрав хочет пойти по пути Нидерландов, Германии, Литвы и других стран ЕС. Они планируют отделить судебную психиатрию от общей. Это предполагает создание отдельных клиник, где нет обычных пациентов. Там будут только пациенты-преступники. В каждой региональной больнице предусмотрят все три режима наблюдения: строгий, усиленный, общий. И самое главное – они будут находиться в конкретной области. Родственникам пациента гораздо проще будет его навещать. Если человека отправляют на лечение лет на пять, то вряд ли кто-то станет регулярно к нему ездить через полстраны в другой регион", – заявил Шум.
По его мнению, пациента, взявшего других больных в заложники, нельзя было выписывать из больницы.
"Если бы Минздрав отделил обычных пациентов от тех, которые совершили преступления, ничего в психбольнице Львова не произошло бы. Сейчас этот пациент пройдет судебно-психиатрическую экспертизу. После этого станет понятно, отдает он отчет своим действиям или нет. С большой долей вероятности его признают невменяемым. К сожалению, врачей никто не слушает. И в прошлый раз суд почему-то решил, что он может находиться в больнице общего наблюдения. В этот раз решение суда, скорее всего, просто не успели получить. Мне вообще непонятно, как пациента львовской психбольницы, взявшего людей в заложники, можно было отпускать домой. Это говорит только о том, что лечение не дало необходимого результата. Без положительной динамики его нельзя было выписывать. Конечно, пока это на уровне предположений. Но все указывает на то, что выписывать его не стоило", – резюмировал собеседник.
Во Львове вечером 4 августа патрульная полиция штурмовала палату в психбольнице на Кульпарковской улице, где вооруженный стеклом пациент взял в заложники других больных. В результате действий 32-летнего львовянина, который был в больнице на принудительном лечении за убийство отца, пострадали 10 пациентов и пять полицейских.
По факту захвата заложников полиция открыла уголовное производство по ч. 2 ст. 115 Уголовного кодекса Украины (умышленное убийство).
Пациент, взявший людей в заложники, был арестован.