Эксперты Совета экономической безопасности изучили, как сделать санкции против Ирана более эффективными

Запад должен синхронизировать санкционную политику против Ирана, считают в СЭБ
Фото: depositphotos.com

Санкции, которые Украина ввела 19 сентября против Ирана за поставку стране-агрессору ракет, можно сделать более эффективными при условии синхронизации между членами санкционной коалиции. Об этом говорится в пресс-релизе Совета экономической безопасности (СЭБ), которым располагает издание "ГОРДОН".

Главным элементом санкционного пакета стало ограничение в отношении компании Iran Air – крупнейшей авиакомпании Ирана, базирующейся в Тегеране и осуществляющей как пассажирские, так и грузовые перевозки. Но, по мнению экспертов, несмотря на быструю реакцию международного сообщества на поставку ракет Fateh-360 в Россию, действиям санкционной коалиции до сих пор не хватает масштабности и эффективности.

"Запрет на полеты может существовать на бумаге, однако не выполняться на практике. Даже после введенных в 2018 году американских санкций и частичных ограничений Европейского союза Iran Air годами продолжала совершать регулярные полеты в Европу. На своем сайте компания открыто заявляет, что летает в Кельн, Франкфурт, Гамбург, Лондон, Милан, Париж, Рим, Мюнхен и Вену. Подобная ситуация – и со второй по величине иранской авиакомпанией Mahan Air, которая с момента введения международных санкций успела "обрасти" десятками подставных компаний и подрядчиков на территории ЕС", – заявил старший советник СЭБ Денис Гутик.

По его словам, санкции против ирано-российского военного сотрудничества должны иметь более стратегический и комплексный характер. Недостаточно санкционировать крупнейшую авиакомпанию – нужно тщательно отслеживать ее схемы обхода, следить за другими игроками на рынке, блокировать подставные компании, контролировать европейских авиаперевозчиков и аэропорты, которые сотрудничают с подсанкционными и фиктивными предприятиями.

Важны координация между западными партнерами и синхронизация санкционных режимов, подчеркнули в СЭБ. Эксперты совета проанализировали ограничения, введенные главными членами санкционной коалиции, на основе выборки из девяти иранских и российских предприятий, непосредственно вовлеченных в военное сотрудничество между Москвой и Тегераном. Результаты исследования демонстрируют значительные разногласия между западными партнерами, говорится в пресс-релизе. Например, ограничения в отношении иранской компании Sahara Thunder, контролирующей минобороны Ирана и участвовавшей в соглашении по производству беспилотников Shahed на территории России, ввели только США.

По словам Гутика, дефицит синхронизации между членами санкционной коалиции имеет несколько рисков. Во-первых, это создает впечатление, что координация между партнерами нарушена и слаба. Во-вторых, каждый пробел – это дополнительная возможность для обхода санкций, отметил он. Чтобы преодолеть эти вызовы, необходимы только эффективный обмен информацией и политическая воля, сказал Гутик.

Контекст:

В октябре 2022 года МИД Украины обвинил Иран в том, что он помогает стране-агрессору России оружием в войне против Украины. В частности, РФ с осени 2022 года применяет в войне против Украины по меньшей мере два вида иранских беспилотных летательных аппаратов – дроны-камикадзе Shahed-136/131 и многоцелевые БПЛА Mohajer-6.

Иран сначала отрицал передачу своих дронов российской армии. Позже Тегеран признал это, но заявил, что якобы поставки были до полномасштабного вторжения России в Украину.

После инаугурации новоизбранный президент Ирана Масуд Пезешкиан назвал РФ "ценным стратегическим союзником и соседом Ирана", заявив, что будет отдавать приоритет двустороннему и многостороннему сотрудничеству с ней.

Украина 19 сентября ввела санкции против 40 юридических и шести физических лиц в ответ на передачу Тегераном Москве более 200 баллистических ракет Fath-360. Соответствующий указ был опубликован на сайте президента Украины.

Еще до полномасштабного вторжения России в Украину против IRAN AIR и ее дочерних компаний США дважды вводили санкции: в 2011 году (с последующей отменой в рамках Иранского ядерного соглашения) и в 2018 году из-за транспортировки грузов для Корпуса стражей исламской революции и минобороны Ирана. Компания использовала коммерческие рейсы для перевозки военного оборудования, в частности ракетных компонентов, для "Хезболлы" в Ливане и Сирии.