Пасховер: Экономические санкции рушат твердыни покрепче, чем нынешняя Россия
Пасховер напомнил, что ранее Россия уже чувствовала влияние западных санкций.
"Москва уже жила недолгий период под санкциями Запада. После так называемого Карибского кризиса в 1962 году, когда Кремль и Белый Дом чуть не сожгли планету, СССР вступил в фазу тотального обнищания. Экономика сильно отставала от риторики вождя.
Кисло было всем. В 1963 году Советский Союз впервые в своей истории вынужден был закупить на Западе зерно – 9,4 млн тонн. Тогда эту меру в Москве назвали вынужденной и временной. Тогда же родилась шутка Черчилля: "Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха".
В 1970-е ежегодная норма закупки зерна на Западе достигла 15 млн тонн, в 1980-е – 30 млн тонн. Хлеб был всему голова. Все остальное в дефиците. Те, кому за 40, хорошо это помнят", – написал эксперт в своем Facebook.
По словам журналиста, после обвала цен на нефть в 1980-х СССР "плотно присел" на гуманитарную помощь.
"В итоге СССР, этот великий могучий советский пузырь, после того как обрушились цены на нефть, перешел на гуманитарную помощь от "загнивающего" Запада. Ажиотаж был сумасшедший. В 1990 году Михаил Горбачев вынужден был учредить государственную комиссию по контролю над распределением гуманитарной помощи и ее охране.
На гуманитарную помощь присела даже армия. Замминистра обороны СССР маршал Владимир Архипов обратился к председателю центральной комиссии по распределению гуманитарной помощи Льву Воронину: "Прошу вас передать министерству обороны СССР 8 млн комплектов сухих пайков военнослужащих бундесвера, поступающих из ФРГ в качестве гуманитарной помощи, для выдачи военнослужащим и членам их семей", – отметил Пасховер.
По мнению эксперта, нынешние санкции Запада продемонстрируют свое влияние на экономику РФ позже.
"Урок. Экономические санкции не носят стремительный характер. Но в долгосрочной перспективе рушат твердыни покрепче, чем нынешняя Россия, "страна господ, страна рабов". Это не я сказал, это сказал офицер русской армии, некто Михаил Лермонтов, которого за такую крамолу сплавили в ссылку", – прокомментировал журналист.