Чорновил: Воевать надо не с коммунизмом, а с чем-то конкретным, таким как КПУ
Политический эксперт Тарас Чорновил хорошо помнит опыт начала 90-х годов, когда его отец, Вячеслав Чорновил был одним из инициаторов запрета деятельности КПУ и проведения люстрации. Тогда методы по борьбе с наследием советского прошлого оказались недостаточными и КПУ вновь вернулась на политический горизонт. О том, как Украине следует поступить с адептами коммунистической идеологии, Чорновил рассказал изданию "ГОРДОН".
Везде существуют левые идеологии. И что вы с ними сделаете? Например, Компартия Китая
Есть лохмотья, которые сами по себе не отмирают. Была уверенность в 91 году, что сейчас она будет запрещена и умрет (В 1991 году после провозглашения независимости деятельность КПУ была законодательно запрещена. – "ГОРДОН"). Но многие тогда говорили: "Она через суд возобновится, вы неправильно сделали". А потом мы увидели, что коммунисты на следующих выборах получили до половины парламента, а в реальности даже в парламенте после выборов в 94 и 98 годах было прокоммунистическое большинство.
Что же касается самой идеологии, ее невозможно запретить, можно лишь ограничить определенные ее проявления в ее прикладном определении. Везде существуют левые идеологии. И что вы с ними сделаете? Например, Компартия Китая. У себя в Украине мы не можем запретить их символику. Что в таком случае нам делать с посольством КНР и как нам себя вести, когда будут приезжать высокопоставленные особы из Китайской народной республики и руководители той же КПК? Мы не можем их встречать как запрещенную структуру, а ведь они тоже представляют эту идеологию.
Идеологию коммунизма запретить нельзя, но я считаю, что эта идеология не несет в себе позитивного начала. Вся история ее развития в мире показала, что она либо маргинализируется, либо, в конце концов, приводит к каким-либо преступлениям. Но есть идеология, а есть ее конкретные применения. В том же Китае постарались некоторые вещи отодвинуть и без формального осуждения просто ликвидировать. Там до сих пор есть мавзолей Мао, до сих пор все это прославляется, но практика маоизма, в частности в социальной доктрине, уничтожена, а те, кто ее внедрил, сгнили в концлагерях и след их полностью исчез.
В украинском выражении это большевизм, сталинизм, ленинизм, что реально исповедует Коммунистическая партия Украины. Сказать, что она опирается на коммунистическую идеологию, мягко говоря, не совсем верно. Кто читал Маркса, понимает, что эта идеология в общем-то утопическая, но она не предвидит того зла, которое здесь происходило. Чтобы аналогии были понятнее, можно сделать сравнение с религиозными моментами. Вот есть ислам. В исламе одна из догм – религия проповедует мир и доброту. Их фраза: "Я видел Аллаха – милостивого и доброго". Что мы имеем параллельно с миллионами нормальных, спокойных мусульман? Исламистов, которые убивают, в первую очередь тех же мусульман. Это приблизительно такая же ситуация: с одной стороны расплывчатая идеология, которая нам может не нравиться, а с другой стороны есть ее экстремальные выражения в виде того же большевизма. Компартия Украины исповедовала именно большевизм. И вот это проявление идеологии должно быть ликвидировано.
Наше основное задание – уничтожить не коммунизм, а большевизм
Поскольку сложно сформулировать, что это идеологически (они так и не постарались выработать свои нормативы), наверняка единственный способ что-то с этим сделать – постараться все эти проявления поставить вне закона. Тот, кто пропагандирует и восхваляет Ленина или Сталина, – преступник; тот, кто пропагандирует и восхваляет коммунистическую историю в пределах СССР, – автоматически преступник; тот, кто демонстративно выставляет символику для пропаганды, – преступник. Возможен еще вариант ограничения деятельности идеологии. Это достаточно хорошо, потому что приведет к тому, что если на основании коммунизма что-то и будет рождаться, будет рождаться по образцу какого-нибудь еврокоммунизма. Наше основное задание – уничтожить не коммунизм, а большевизм.
Украинский коммунизм – это гибридная идеология и гибридная партия. Против нее, очевидно, должна быть и гибридная война. Да, мы боремся против большевизма, но его формально не существует. Де-юре существует КПУ с коммунистической идеологией. Надо сделать так, чтобы те проявления, существующие у нас на сегодня в Украине, которые продемонстрировали свою откровенную преступность, были каким-то образом затерты.
Речь идет не о коммунизме в целом, потому что война с мельницами – это что-то очень эфемерное. А война идет против конкретного. Вот конкретное – это и есть КПУ. Они преступная организация, совершили реальные преступления – их партийные организации напрямую поддержали не просто сепаратизм, а раскол в Украине, захват территорий, они сделали путч. Их областные и районные организации на востоке и в Крыму реально работали на захват власти, и КПУ не ликвидировала эти местные организации, не осудила их, то есть приняла их действия как позитив. Даже более того, это было одобрено на центральном уровне.
Если ваша структура, подразделение вашей партии или какое-то ее должностное лицо совершило преступление, и вы этого человека не исключили из своей партии, или не ликвидировали регистрацию структурного подразделение, значит, вы взяли за него ответственность на себя. Это система ответственности партий. За это КПУ должна была быть давно в суде ликвидирована. То, что Минюст до сих пор играет в кошки-мышки или просто настолько бездарен, что не в состоянии подать нормальный иск в суд, уже другая проблема. Это касается самой Компартии. А дальше, возможно, будут какие-то другие коммунисты, марксисты… Ну, и что ты с этим сделаешь? Будут, пока сами не наделают таких преступлений, что уже их надо будет запрещать. А может, и не наделают.
Идея Вячеслава Чорновила сводилась к тому, чтобы спокойно, мягко, но четко провести люстрацию
Вся античеловечность идеологии проявляется тогда, когда их носитель оказывается при власти. Потом, как это было в Китае, может произойти очищение, но пока нет примеров, когда бы коммунисты, придя к власти, не превратились в какую-то античеловеческую идеологию. Везде так было. Можно ли было сделать так, чтобы это не развивалось в Украине? Единственный способ это сделать – это отделить конкретных людей от власти. Это своеобразная люстрация. То, что делается сейчас, очень выборочно и сомнительно с юридической точки зрения. Это сделали все центральноевропейские страны, у них все прошло нормально, и они получили результат.
Идея Вячеслава Чорновила сводилась к тому, чтобы спокойно, мягко, но четко провести люстрацию. И вся партийная номенклатура, все высшее руководство должно было быть навсегда отрезано от любой возможности когда-нибудь влиять на состояние дел в государстве. По-моему, это и есть тот разрыв связки. Они бы остались тогда какими-то мелкими пропагандистами левых идей и все. Преступления совершали конкретные партийные структуры и конкретные люди. Чорновил предлагал тогда, осудив идеологию, все-таки сделать так, чтобы этих людей не убивать, не уничтожать, не сажать, но не дать им возможности влиять на состояние дел в государстве. И они бы не могли дальше развить восстановление большевизма.
Леонида Кравчука выбирали в президенты как беспартийного и Компартия была запрещена якобы с его подачи, хотя мы понимаем, что это было сделано для того, чтобы ее законсервировать и увести из-под удара, но он вообще не был готов делать какие-либо кардинальные изменения. Лучшая борьба против левых идеологий – развитие нормальной частной собственности. При Кравчуке это произошло в извращенной форме через так называемых "красных директоров" (руководители государственных предприятий, которые стали частными менеджерами после приватизации. – "ГОРДОН"). Основа левой идеологии не будет побеждена, пока не будет установлена реальная собственность на землю. Этого до сих пор нет. Мы фактически до сих пор живем в коммунистическом государстве.