Келлог: Стамбульские соглашения могут быть отправной точкой для переговоров, но не думаю, что это справедливая рамка
Стамбульские соглашения не могут служить основой для мира в Украине, но могут быть отправным пунктом. Об этом 6 марта заявил спецпредставитель президента США Дональда Трампа по Украине и России Кит Келлог во время дискуссии в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке, трансляцию которой вел канал Fox 5 New York в YouTube.
Модератор напомнила, что недавно спецпосланник Трампа Стив Виткофф, который тоже участвует в переговорах по Украине и России, сказал, что ориентиром для заключения соглашения может стать Стамбульский протокол.
Келлог отрицал, что американская сторона использует Стамбульский протокол в качестве основы для мирного соглашения между Украиной и страной-агрессором Россией.
"Когда вы смотрите на Стамбульские соглашения, они были через 30 дней после вторжения, и сильно ослабленной Украине выдвигали достаточно значительные требования. Я соглашусь со Стивом, что это [может быть] "отправной точкой" – хорошее определение. Но вы должны посмотреть на них – я не думаю, не верю, что это справедливая рамка. Думаю, нам предстоит разработать что-то совершенно новое", – сказал Келлог.
Он добавил, что условия, в которых была тогда Украина, существенно отличаются от текущих.
"Если вы хотите, вы можете с россиянами начать с этих позиций", – сказал Келлог.
Он уточнил, что заявление Виткоффа следует воспринимать как "общий комментарий", а не позицию администрации Трампа.
"Она еще не разработала свою политику [в отношении урегулирования войны]. Знаете, президент сказал, что это то, куда мы идем", – объяснил он.
Контекст:
РФ начала полномасштабное вторжение в Украину 24 февраля 2022 года. Переговоры об окончании войны Украина и Россия вели на уровне делегаций. В феврале – марте состоялось четыре очных раунда (последний – 29 марта в Турции). Кроме того, делегации встречались в видеоформате.
Однако впоследствии переговорный процесс прекратили, поскольку с российской стороны не было конкретики, которую можна обсуждать, объясняли в Офисе президента Украины.
РФ неоднократно заявляла, что готова к переговорам с Украиной на основе неких Стамбульских соглашений. Президент Украины Владимир Зеленский ответил, что Стамбульских соглашений "никогда не существовало", а был ультиматум РФ, на который в Киеве "не согласились".
В июне 2024 года The New York Times опубликовала документы с российско-украинских переговоров, которые велись в начале полномасштабной войны. Россия настаивала, чтобы Украина была "постоянно нейтральным государством" и никогда не размещала на своей территории иностранные войска, чтобы она значительно сократила Вооруженные силы, имела ограничения по количеству того или иного оружия и военной техники, предоставила официальный статус русскому языку и отказалась от оккупированных территорий. Но самым спорным пунктом, как отметила NYT, были гарантии безопасности. Россия хотела иметь право вето на любую военную помощь Украине.