Макаренко: Разделение ГФС на налоговую и таможенную службы – первый шаг к восстановлению нормальной работы украинской таможни G

Макаренко: Бизнесу важно, чтобы таможня работала быстро, прозрачно, понятно и дешево
Фото: Ростислав Гордон / Gordonua.com

Решением разделить Государственную фискальную службу Украины на налоговую и таможенную службы Кабмин ликвидировал ошибку, изначально допущенную его руководством осознанно, сказал в комментарии изданию "ГОРДОН" экс-глава Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко.

Решение Кабинета Министров разделить Государственную фискальную службу (ГФС) Украины на Государственную налоговую службу и Государственную таможенную службу станет первым шагом к восстановлению эффективной работы украинской таможни. Такое мнение в комментарии изданию "ГОРДОН" выразил экс-глава Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко.

"На мой взгляд, сегодня Кабинет Министров ликвидировал огромную ошибку, которая изначально его руководством была допущена осознанно. Это было в 2012–2013 годах. Они желали получить больший теневой доход и создали Министерство доходов и сборов. После его создания фактически произошло поглощение таможенной службы Украины налоговой администрацией. За этим, к сожалению, последовали печальные последствия для самой таможенной службы. В частности, отток квалифицированных кадров, деградация таможенного дела, ликвидация целых направлений – контроля доставки грузов, экспертной работы, профессиональной подготовки кадров и так далее", – отметил Макаренко.

По его словам, объединение налоговой и таможенной служб поддерживал экс-премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

"Британскую модель, когда таможня и налоговая вместе, продвигало правительство Яценюка. Я был категорически против этого. Поскольку это громоздкая, никчемная, бюрократическая структура: фискальная служба не давала таможне возможности оперативно принимать решения. А ведь таможня работает круглосуточно. Но ее рассматривали как "фискальный полигон" для бюджета и теневой поток денег для решения других задач. Я писал письмо Наталье Яресько, на то время еще министру финансов, где сказал, что ситуация ненормальная и эти две структуры нужно разъединить. Но этого так и не сделали", – сказал собеседник.

Фото из личного архива Анатолия Макаренко

"Разделение ГФС на налоговую и таможенную службы – первый шаг к восстановлению нормальной работы украинской таможни, ее способности контролировать товаропоток через границу, обеспечивать безопасность внешней торговли и бороться с контрабандой. Речь в том числе и о наркотиках, оружии и других запрещенных к ввозу-вывозу предметах. Бизнесу по большому счету все равно, как эта структура организует свою работу. Бизнесу важно, чтобы таможня работала быстро, прозрачно, понятно и дешево. Модель, предложенная в 2012–2013 годах, не смогла дать этого людям. Таможня тогда стала слабой, дорогой и продажной", – резюмировал Макаренко.

ГФС была создана постановлением Кабинета Министров Украины от 21 мая 2014 года путем реорганизации Министерства доходов и сборов, которое, в свою очередь, указом президента от 24 декабря 2012 года объединило в себе Государственную налоговую и Государственную таможенную службы Украины. Деятельность ГФС координируется правительством.

18 декабря 2018 года Кабинет Министров Украины принял постановление о реорганизации Государственной фискальной службы. Оно предусматривает разделение ГФС на Государственную налоговую службу, в состав которой будут входить подразделения налоговой милиции, и Государственную таможенную службу как отдельные центральные органы исполнительной власти.