Политик у власти говорит, что рынок земли нужен. Но, перейдя в оппозицию, он уже бьет себя в грудь и кричит, что это преступление против народа – экономист Новак
Право на покупку земли сельскохозяйственного назначения должны иметь только граждане Украины, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Мнение украинских политиков о рынке земли зависит от того, у власти они или в оппозиции, сказал изданию "ГОРДОН" глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак, комментируя заявление главы представительства Международного валютного фонда в Украине Йосты Люнгмана о необходимости внесения в Верховную Раду законопроекта о масштабной земельной реформе.
"На сегодняшний день, по сути, требования МВФ свелись лишь к одному: чтобы получить в этом году транш, Украина должна создать антикоррупционный суд. И чтобы он соответствовал требованиям Венецианской комиссии. Сейчас это единственное, что должна сделать украинская власть. Что касается рынка земли, то нужно сразу отметить – это у нас очень спекулятивная тема. Мнение украинских политиков о рынке земли зависит от того, где они находятся: у власти или в оппозиции. Политик у власти говорит, что рынок земли нужен. Но, перейдя в оппозицию, он уже бьет себя в грудь и кричит, что это преступление против народа. То же касается и его позиции относительно сотрудничества с МВФ", – сказал Новак.
По его мнению, рынок земли не будет нести никакой угрозы, если законодательно закрепить ряд ограничений.
"Нужно понимать, что рынок земли рынку земли рознь. Все зависит от того, как он будет функционировать. Если ввести ряд предохранителей, то рынок земли абсолютно не страшен. На мой взгляд, должно быть три ограничения. Прежде всего право на покупку земли сельскохозяйственного назначения должен иметь только гражданин Украины. Тогда мы снимем опасения, что приедут иностранцы и скупят всю нашу землю. Также должно быть ограничение по максимальной площади земли, которую может приобрести один гражданин. И нужно определить, сколько всего земли у нас может быть в обороте. К примеру, на рынке земли США находится 20% земель сельскохозяйственного назначения. То есть, закрепив законодательно эти ограничения, рынок земли нужно вводить и поскорее", – подчеркнул экономист.
По его словам, в рынке земли нуждается и промышленный сектор страны.
"Из-за нефункционирующего рынка земли отсутствуют инвестиции не только в аграрный, но и в другие секторы экономики. Как ни странно, рынок земли – это, прежде всего, не о купле-продаже, а о цивилизованном рынке аренды. Раньше с собственниками земельных паев рассчитывались мешками с сахаром, сейчас они получают низкую арендную плату. Причина – черные или в лучшем случае серые арендные отношения. Когда заработает рынок земли, сформируется адекватная цена на украинский чернозем. Собственники паев смогут получать за аренду в разы больше. Иностранные компании, которые захотят зайти на наш рынок, будут подписывать арендные соглашения через украинцев. Для крупных компаний так даже будет удобнее. И главное – рынок земли важен для промышленного сектора. Желающие построить фабрику или завод заинтересованы в том, чтобы приобрести под них землю. А так выходит, что в их собственности только само здание", – резюмировал Новак.
Последний меморандум о сотрудничестве Украина и МВФ подписали в марте 2015 года, в течение четырех лет Фонд должен выделить Украине $17,5 млрд. В рамках этой программы украинское правительство получило уже четыре транша на общую сумму $8,7 млрд.
В мае 2017 года в МВФ сообщили, что для завершения пересмотра программы ожидают от властей Украины обеспечения парламентской поддержки земельной, пенсионной реформ, антикоррупционных законопроектов и интенсификации приватизационных процессов.
В сентябре министр финансов Украины Александр Данилюк заявил, что проведение земельной реформы в Украине больше не является обязательным условием для получения очередного транша от МВФ.
7 декабря Верховная Рада приняла закон, которым мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения продлевается до 2019 года. 31 декабря он вступил в силу.
Мораторий действует с 2002 года. МВФ ожидал его отмены в конце 2017 года.