СБУ: Семенченко был фактическим организатором частной армии, Шевченко обеспечивал финансирование и поставки амуниции
В Службе безопасности Украины заявляют, что после проведения ряда экспертиз в рамках расследования дела о создании частной военной компании (ЧВК) будут предъявлены новые подозрения. Об этом сказал на брифинге начальник Главного управления СБУ в Киеве и Киевской области Олег Головаш, передает корреспондент "ГОРДОН".
По его словам, сейчас предъявлены шесть подозрений основным фигурантам, включая бывшего народного депутата Украины Семена Семенченко и внештатного агента Национального антикоррупционного бюро Евгения Шевченко, которые возглавляли те или иные направления деятельности ЧВК.
"Подозрения еще будут обязательно… Назначен еще ряд исследований и экспертиз, по результатам которых будут еще другие подозрения", – сказал Головаш.
По данным СБУ, Семенченко в 2018 году совместно с Шевченко и при содействии других лиц организовали и зарегистрировали на территории одного из иностранных государств частную военную компанию. Однако, уточнил Головаш, инкриминируют им не это, а создание и обеспечение снаряжением с 2018 года незаконного военизированного формирования на территории Украины.
Следствие установило, что летом 2018 года Шевченко и Семенченко создали общественную организацию, которая позже стала охранной фирмой. В спецслужбе считают, что на самом деле организаторы занимались "вербовкой боевиков для выполнения задач с огнестрельным оружием".
В СБУ заявляют, что Семенченко "был фактически организатором, руководителем и непосредственно составлял трудовые контракты и договоры".
"Факт создания ЧВК мы рассматриваем как угрозу совершения преступления, предусмотренного статьей "наемничество", лицами, которые входили в состав НВФ, в том числе самим Семенченко", – сказал Головаш. Он подчеркнул, что "есть еще много эпизодов противоправной деятельности", которые спецслужба будет документировать.
Шевченко, по данным спецслужбы, "обеспечивал поиск каналов финансирования и поставки военной амуниции, специального снаряжения, техсредств и боеприпасов". Кроме того, проверяется причастность Шевченко к каналу поставки оружия из России в Ирак, Сирию и Афганистан.
Начальник управления СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Константин Невмержицкий заявил, что фигуранты дела незаконно поставляли оружие из РФ и потом продавали его оборонным предприятиям Украины значительно дороже.
"Установленные СБУ факты... свидетельствуют об отсутствии у организаторов схемы любого желания укрепить обороноспособность нашего государства. Речь идет исключительно о частных мотивах. Полученные данные полностью развеивают миф, что отдельные лица якобы помогали государству", – подчеркнул Невмержицкий.
В частности, по его словам, фигуранты дела закупали клистроны, которые используются для запуска ракет зенитно-ракетного комплекса С-300, по цене в $30 тыс., а перепродавали – по $200 тыс.
В спецслужбе сообщили, что 24 марта во время обысков на тренировочных базах и дома у фигурантов, кроме оружия, были изъяты документы, которые "полностью подтверждают факт деятельности на территории Украины незаконного вооруженного формирования, фактически частной военной компании, и подготовки к совершению преступлений". В качестве доказательств СБУ продемонстрировала стенограммы и записи переговоров между фигурантами.
По словам начальника главка, ходатайства об избрании фигурантам дела меры пресечения направлены в Печерский районный суд, решения еще не приняты.
Вечером 24 марта СБУ сообщила о разоблачении и прекращении деятельности незаконного военизированного формирования – "частной военной компании". Ее деятельность, по данным спецслужбы, среди прочих, организовали Семенченко и Шевченко. Им обоим вручили подозрения по ст. 260 (создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований), а Шевченко также по ч. 2 ст. 133 (совершение преступления в составе группы) Уголовного кодекса Украины.
Шевченко заявлял, что сотрудники СБУ во время обыска у него дома искали российские контрабандные товары военного назначения. Он сказал, что в ходе обысков у него не нашли и не изъяли ничего незаконного.