СМИ обнаружили инвалидность у 49 прокуроров Хмельницкой области. В Офисе генпрокурора отреагировали
Прокурор Хмельницкой области Алексей Олейник и 48 других прокуроров региона оформили себе вторую группу инвалидности, эти документы им подписывала подозреваемая в незаконном обогащении руководитель Хмельницкого областного центра медико-социальной экспертизы (МСЭК) Татьяна Крупа. Об этом 16 октября сообщил главный редактор издания "Цензор.НЕТ" Юрий Бутусов.
По данным журналиста, местная прокуратура, которая должна отвечать за соблюдение законности, не способствовала разоблачению Крупы именно потому, что причастна к ее сделкам. Кроме того, утверждает Бутусов, прокуроры много лет "получали и продолжают получать от государства пенсии по инвалидности" – согласно решениям сына Крупы Александра Крупы, который возглавлял управление Пенсионного фонда Украины в Хмельницкой области (о его увольнении стало известно 11 октября).
"Цензор.НЕТ" назвало со ссылкой на источники фамилии всех 49 прокуроров, у которых, по его данным, есть инвалидность, и подчеркнуло, что список не окончательный. В некоторых случаях инвалидность есть и у жен прокуроров (например, у супруги Олейника Ирины Олейник, которая ранее тоже работала в прокуратуре).
"Из всего руководства Хмельницкой областной прокуратуры и ее структурных подразделений пенсию у Крупы не оформил только один прокурор – Александр Гончар, руководитель Каменец-Подольской окружной прокуратуры. [...] Масштабы выдачи инвалидных свидетельств и пенсий в прокуратуре трудно подсчитать, поскольку близкие родственники прокуроров, которые не служили в прокуратуре, также оформлены инвалидами", – говорится в сообщении.
"Цензор.НЕТ" выяснило, что прокуроры региона оформляли пенсии с 2016 года. Общая сумма пенсий, которую они указали в декларациях, по подсчетам издания, составляет не менее 54,1 млн грн. Но, как считает Бутусов, дело тут не в деньгах, потому что прокуроры "и так не бедные люди". Журналист объяснил, что, согласно законодательству о труде, люди с инвалидностью имеют преимущество при трудоустройстве и переводе с должности на должность, "их значительно сложнее уволить". "Наличие жены-инвалида – дополнительное основание, чтобы не допустить перевод прокурора из своей области, где у него все знакомые, имущество, отлаженные потоки, в какую-то другую область, не такую удобную", – написал он.
Пресс-секретарь Хмельницкой областной прокуратуры Марина Тысячна сказала "Суспільному", что не может ответить на вопрос, имеют ли прокуроры и их жены инвалидность, поскольку это конфиденциальная информация и медицинская тайна. Но она подтвердила, что у Олейника инвалидность есть, он получил ее в 2017 году, до назначения на должность руководителя региональной прокуратуры (он ее занял в 2020 году).
hromadske отметило, что в материале "Цензор.НЕТ" сначала было написано о 50 прокурорах из Хмельницкой области, у которых якобы оформлена инвалидность, но позже издание оставило 49.
После появления информации Бутусова Офис генерального прокурора объявил в Telegram о проведении служебного расследования.
"В связи с распространением информации о получении групп инвалидности 50 прокурорами Хмельницкой областной прокуратуры генеральный прокурор подписал приказ о проведении служебного расследования. Служебное расследование будет охватывать проверку не только информации, касающейся вышеупомянутой областной прокуратуры, но и других органов прокуратуры", – говорится в посте.
В ОГПУ подчеркнули, что служебная комиссия "уже приступила к сбору информации и документов для выяснения этих обстоятельств".
Контекст:
4 октября правоохранители сообщили об обысках по месту службы и дома у Крупы и ее близких родственников. В ее рабочем кабинете обнаружили $100 тыс., а также ряд поддельных медицинских документов, списки уклонистов с фиктивными диагнозами, заявили следователи. Дома у чиновницы и ее родственников работники Госбюро расследований (ГБР) обнаружили $5,2 млн, €300 тыс., более 5 млн грн и ценные вещи. Женщина пыталась избавиться от части денег, выбросив две сумки с $500 тыс. через окно. Обыски проводились в рамках уголовного производства, открытого по статьям о мошенничестве, совершенном в особо крупных размерах или организованной группой, легализации имущества, полученного преступным путем, по предварительному сговору группой лиц в крупных размерах, декларировании ложной информации и незаконном обогащении.
5 октября ГБР объявило о задержании Татьяны Крупы. Ей сообщили о подозрении в незаконном обогащении (ст. 368-5 УК).
7 октября Татьяну Крупу арестовали с альтернативой внесения залога в размере 500 млн грн.