"Я занимаюсь боксом, с памятью уже все". Трое титушек Крысина дали показания в деле об убийстве Вербицкого и похищении Игоря Луценко G

Виталий Чередник, один из трех свидетелей обвинения, который дал вчера показания суду о том, как его нанимали для противодействия Майдану и сколько платили
Фото: Наталия Двали / Gordonua.com

Бориспольский суд Киевской области, где рассматривают дело о похищении и пытках в 2014-м активистов Майдана Юрия Вербицкого и Игоря Луценко, заслушал показания трех свидетелей, входивших, по данным следствия, в группу титушек Юрия Крысина. Непосредственно группу Крысина, отмечают в прокуратуре, координировал обвиняемый по делу Александр Волков.

Вечером 19 декабря 2018 года Бориспольский районный суд Киевской области, где слушается дело о похищении и пытках в январе 2014 года активистов Майдана Юрия Вербицкого и Игоря Луценко, завершил допрос троих свидетелей стороны обвинения. Этими свидетелями были трое титушек из группы Юрия Крысина, которые больше четырех часов подряд давали показания суду, передает корреспондент "ГОРДОН".

По данным следствия, группу титушек Крысина для противодействия, запугивания и похищения активистов Майдана нанимал Алексей Чеботарев – экс-президент футбольного клуба "Десна" (Чернигов), бизнесмен и криминальный авторитет, который во времена президентства Виктора Януковича был "смотрящим" за "Укрспиртом". С 2014 года он скрывается от следствия в России, объявлен в розыск.

Координацию с многочисленными группами титушек Крысина, подчеркивают в прокуратуре, Чеботарев поручил своему доверенному лицу и подчиненному Александру Волкову. Именно Волков, по данным следствия, организовывал титушек в январе 2014 года в центре Киева на Подоле, поручил разбить их на группы, собирал через помощников номера телефонов и, по указанию Чеботарева, ставил задачи и контролировал исполнение.

Непосредственно Волков, по данным следствия, организовывал похищение и пытки Игоря Луценко и Юрия Вербицкого, из-за чего последний скончался в бориспольском лесу в ночь с 21-го на 22 января 2014 года, став первым убитым активистом Майдана. Дело Волкова сейчас рассматривает Бориспольский суд, где вчера заслушали показания трех крысинских титушек – Дмитрия Нечунаева, Александра Веремиенко и Виталия Чередника.

Все трое свидетелей фактически считаются низшим исполнительным звеном в иерархии титушек. Никто из них лично не был знаком с обвиняемым Волковым. Но все трое подтвердили суду, что в январе 2014-го им постоянно звонили по телефону, контролировали "работу" и уточняли "задачи". Обвинение подчеркивает, что, согласно мобильному трафику, звонил титушкам именно Волков.

Обвиняемый по делу Александр Волков вместе со своими адвокатами Людмилой Калениченко и Светланой Емец. Волков был взят под стражу в июле 2017 года по подозрению в непосредственной организации убийства Вербицкого и похищения Луценко по заказу, как утверждает следствие, Чеботарева. Дело Волкова рассматривает Бориспольский суд Киевской области, ему грозит пожизненное заключение. Фото: Наталия Двали / Gordonua.com

Звонили, предлагали, что нужно забрать людей. Ну, скажем так, грубо говоря, украсть

Первым суд допросил Дмитрия Нечунаева – 26-летнего бывшего боксера, а теперь начальника службы безопасности одной из киевских фирм. Нечунаев подтвердил, что в январе 2014-го их собирали на Подоле, разбивали на группы и назначали старших. По словам свидетеля, за ночь работы обещали выплатить по 400 грн каждому, но ему лично выплатили "только 200 грн".

По словам Нечунаева, им звонили и ставили задачи "хватать майдановцев и куда-то направлять". В том числе, по показаниям этого свидетеля, нужно было останавливать автобусы с протестующими, которые ехали в Киев. Для этого Нечунаева с несколькими "коллегами" отправили на окраину города, на станцию метро "Бориспольская", где размещался один из пунктов антимайдановцев. Свидетель подчеркнул, что как только понял, что "придется делать незаконные действия", сразу уехал.

"Я уехал, не хотел этого делать. Ну были короткие звонки. Ну предлагали работу то есть. Звонили, предлагали, что нужно будет там забрать людей. Ну, скажем так, грубо говоря, украсть. Надо было там человечка украсть. Я отказался, сказал: "Не звоните". На этом как бы закончилось. Потом звонили и говорят: "Есть пару человек, надо поехать на "Бориспольскую". С какой целью? Не пускать автобусы с людьми, которые будут ехать на Майдан. Мы там собрались и стояли возле дороги. Да, обещали денежное вознаграждение в районе 400 грн или $50", – рассказал Нечунаев.

Дмитрий Нечунаев во время допроса в Бориспольском суде. Фото: Наталия Двали / Gordonua.com

Что я говорил следователю? Ну... Я занимаюсь боксом, с памятью уже все

Вторым свидетелем обвинения, чьи показания заслушал суд, был Александр Веремиенко – тренер по боксу (тренировал в том числе первого свидетеля Нечунаева), который "иногда подрабатывал охранником". Веремиенко подтвердил факт общего сбора титушек на Подоле для организации и координации действий. По его словам, тогда собрали около 200–300 человек. Он также подтвердил, что его группе звонили и уточняли, на каком этапе выполнение "задач".

По словам Веремиенко, после общего сбора титушек он вместе с еще двумя людьми ездил на своей машине по Подолу с полуночи и до четырех утра "смотреть за охраной порядка на улицах, чтобы [защитить] от мародеров, ну кто будет грабить". Но, утверждает свидетель, как только понял, что надо будет задерживать активистов Майдана, отказался дальше "работать".

"Потом мы как узнали, что дали команду, что надо задерживать людей – мы обсудили это с теми, кто был в машине, и решили этого не делать и отказаться. Поехали в супермаркет, чтобы покушать и обсудить, рассчитаются с нами за работу или нет. Звонили моему знакомому (который был с ним в машине. – "ГОРДОН"), сказали, что надо задерживать людей. Ну, мы тогда поняли, что это против как бы Майдана. Надо было доставлять их на Подол и там передавать кому-то. Не знаю. Мы этого не делали", – заявил Веремиенко.

На уточняющий вопрос, почему на этапе досудебного следствия он указывал, что сам непосредственно получал команду задерживать активистов, а сейчас в суде говорит, что команда поступала кому-то из его группы, а не ему непосредственно, Веремиенко заявил: "Точно не помню. Что я говорил следователю? Ну… Я занимаюсь боксом, с памятью уже все. У меня что-то с памятью. Или мне [ставили задачу], или кому-то".

Слева на фото в глубине зала – Дмитрий Нечунаев, первый свидетель обвинения. Он внимательно слушает показания своего тренера по боксу Александра Веремиенко (справа). Фото: Наталия Двали / Gordonua.com

Я участвовал в Антимайдане, или как его называется. Там суть была просто типа стоять

Третьим свидетелем обвинения стал Виталий Чередник – 30-летний бывший охранник, а сейчас, как сам утверждает, безработный. По сути, Чередник подтвердил показания предыдущих двух свидетелей и об общем сборе титушек на Подоле 20 января 2014 года, и о поставленных задачах, и о координации по телефону, и о том, что 21 января часть титушек отправили на станцию метро "Бориспольская", где в палатке антимайдановцев уже был как минимум один задержанный человек, с которым "работала" группа харьковских титушек из спортклуба "Оплот" под руководством сепаратиста Евгения Жилина.

Ключевое, что отличало Чередника от двух других свидетелей, – он подтвердил, что непосредственно знаком и с бригадиром титушек Крысиным, и с криминальным авторитетом Чеботаревым. Более того, Чередник заявил, что заезжал на своей машине в офис Чеботарева на Подоле, чтобы забрать оттуда "черенки от лопат и газовые баллончики для пацанов", которые стояли на въезде в Киев и перехватывали автобусы с активистами Майдана.

"Я участвовал в Антимайдане, или как его называется. Там суть была просто типа стоять. Ну особо там больше задач не было. Ну смотреть автобусы. Вознаграждение? Да, конечно, обещали! Ну $50 было каждому человеку. Это 400 грн. С Крысиным меня на Антимайдане возле Верховной Рады познакомили еще осенью [2013 года]. Тогда просто типа давали деньги за то, что стоишь. Как бы всем было интересно заработать денег. Ничего там не делая, просто стоять. Со мной по-любому рассчитались [за "работу" в январе 2014-го], потому что я рассчитывался с пацанами. А со мной рассчитывался Крысин", – рассказал Чередник.

Фрагмент показаний третьего свидетеля Виталия Чередника о знакомстве с Крысиным на Антимайдане. Видео: Nato Dvali / YouTube

Во время дачи показаний Чередник несколько раз употреблял нецензурную лексику, за что получил замечание от коллегии судей.

Следующее заседание Бориспольского районного суда Киевской области назначено на 13.00 22 декабря. Планируется заслушать показания еще четырех титушек.

На прошлом заседании показания давал Сергей Чемес – ключевой свидетель стороны обвинения, охранник и правая рука Крысина. В сентябре 2018-го обвиняемый Чемес пошел на сделку со следствием, дал важные показания об организации, иерархии и структуре титушек, признал свою вину и получил приговор в виде трех лет и трех месяцев содержания под стражей.

Чемес уже вышел из тюрьмы и теперь находится под круглосуточной охраной, поскольку, по словам прокуроров, есть реальная угроза его жизни. Суд заслушивал его показания в деле Волкова в условиях повышенной безопасности. Чемес подробно рассказал, как в январе 2014-го его и других титушек нанимал на "работу" обвиняемый по делу Александр Волков по заказу бизнесмена Алексея Чеботарева.

Злоумышленники напали на Луценко и Вербицкого 21 января 2014 года. Их похитили из Александровской центральной клинической больницы Киева и вывезли в лесополосу в Киевской области, где начали бить, требуя предоставить информацию о деятельности Евромайдана. Впоследствии их вывезли в безлюдную местность и отпустили. В результате пыток Вербицкий умер.

Александр Волков был задержан и взят под арест 29 июля 2017 года. Следствие считает его организатором этого похищения, а также человеком, связанным с вероятным заказчиком похищения – украинским бизнесменом Алексеем Чеботаревым. 15 ноября 2018 года Бориспольский суд продлил Волкову меру пресечения в виде содержания под стражей на 60 дней, до 13 января 2019 года включительно.

Волков обвиняется по пяти статьям Уголовного кодекса Украины, среди них ст. 115 (умышленное убийство), ст. 127 (пытки), ст. 146 (похищение). Ему грозит пожизненный срок.