Мамедов и Титич: Надо привлекать ВСУ к мероприятиям государства по защите культурного наследия и культурных ценностей
Вооруженные силы Украины могут помочь снизить последствия войны для культурного наследия. Об этом написали заслуженный юрист Украины, заместитель генпрокурора Украины в 2019–2021 годах Гюндуз Мамедов и адвокат родственников Небесной сотни, военнослужащий ВСУ Виталий Титич в колонке для издания ZN.UA, опубликованной 8 января.
Авторы рассказали, что рабочая группа сил ТрО ВСУ исследовала памятники архитектуры в местах, пострадавших от войны. Часто такие памятники разрушают россияне.
Начиная с 2014 года, особенно с момента полномасштабного вторжения, российские власти похитили, уничтожили и повредили тысячи культурных объектов на территории Украины, говорится в статье. Авторы считают, что это не спорадические действия, а часть многолетней политической схемы. "Преступления против украинской культуры начались не в 2022-м или даже в 2014 году, а много веков назад. Начавшись в Российской империи, они продолжились во время оккупации Украины в советский период – тогда культура понесла наибольшие потери", – говорится в публикации.
По мнению Титича и Мамедова, главнокомандующий и органы управления Генерального штаба Украины должны рассматривать вопросы защиты национальных культурных ценностей и культурного наследия как стратегическую задачу сил обороны.
"Украина, как и другие государства – подписанты Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года, обязана подготовить или создать в своих Вооруженных силах специальные подразделения (службы) или специальный персонал, задачами которых будет обеспечение уважения культурных ценностей и сотрудничество с гражданскими органами власти, ответственными за их охрану. Ведь защита культурных ценностей, согласно конвенции, как раз и включает охрану и уважение этих ценностей", – говорится в статье.
Защита культурного наследия является одной из задач Вооруженных сил и реализована во многих государствах, отметили авторы. В частности, такие подразделения создали в США, Великобритании, есть настоятельная потребность в разработке и введении украинской модели защиты культурных ценностей в условиях вооруженного конфликта, отмечают в публикации. Для Вооруженных сил это сопутствующая задача.
Авторы считают целесообразным создание отдельного подразделения по защите культурного наследия и культурных ценностей на уровне роты или батальона. Рабочая группа командования Сил ТрО предложила модель, согласно которой уже создано управление на уровне гражданско-военного сотрудничества Сил ТрО, которое координирует эту работу. Также был запущен проект военного подразделения по охране культурного наследия. Это так называемое культурное добровольческое формирование территориальной общины, к которому уже присоединились специалисты из сферы культуры, способные эффективно оценить повреждения, принять первоочередные меры, необходимые для сохранения памятников и ценностей и организовать эвакуацию. Специалисты в сфере культурного наследия в составе формирования смогут при необходимости приобщаться к поездкам на линию столкновения.
Также командование Сил ТрО создало и наполняет информационный слой "Объекты, защищенные международным гуманитарным правом", что является электронной картой с отображением информации о более чем 60 тыс. объектов культурного наследия. Также там создан слой Damages, содержащий задокументированную информацию о разрушенных или поврежденных во время вооруженного конфликта объектах культурного наследия и культурных ценностях. В настоящее время внесены сведения о почти 400 таких объектах.
Авторы добавили, что привлекать Вооруженные силы Украины к мерам государства по защите культурного наследия и культурных ценностей можно не только во время военного положения, но и в мирное время – для преодоления негативных последствий вооруженного конфликта в соответствующей сфере, ликвидации последствий вероятных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Контекст:
О запуске проекта, в рамках которого охраной культурных памятников будут заниматься добровольческие формирования теробщин, Мамедов сообщал 25 октября.