Пленница террористов Довгань: Я весь день прощалась с жизнью и просила убить меня, но мне говорили, что я так просто не отделаюсь
Жительница Ясиноватой Ирина Довгань, над которой боевики устроили издевательства, поставив возле столба с украинским флагом, рассказала в интервью "Радио Свобода" историю своего ареста террористами и последующего освобождения.
Ирина занималась волонтерством. Собирала деньги на аммуницию для солдат и лично отвозила форму и медикаменты в расположение украинских частей. В одну из поездок она сделала фотографии военной части на свой планшет, что впоследствии боевики использовали против нее.
"То, что вы видели на фотографиях, – это маленькая часть того страшного дня, когда я целый день молила о смерти. Меня не пытали сначала, но я ничего не говорила. Тогда работники батальона "Восток", которые были достаточно вежливыми даже на допросах, просто отдали меня осетинскому батальону. Уже там меня начали пытать очень серьезно", – рассказала Довгань.
"Они говорили: "Повернись той стороной, мы должны примериться, как мы сейчас тебя будем насиловать. Сколько человек ты хочешь – десять, двадцать? Нас тут много. Мы можем тебе и сорок, и пятьдесят обеспечить". Так все это продолжалось очень долгое время. Я назвала все пинкоды всех карточек своих семейных, потому что они требовали. Кто-то взломал наши аккаунты, что-то там нашли. Они узнали, что у нас есть семейный банковский вклад – двенадцать тысяч евро, и начали требовать, чтобы я отдала эти деньги ДНР, так как я давала деньги украинской армии", – сообщила освобожденная активистка.
Ирину Довгань вывели на улицу и поставили возле столба, обвязав украинским флагом. Фотографии Ирины впоследствии облетели весь мир.
"Я не была привязана к этому столбу, а просто держалась за него. Мне все время кричали: "Зиг хайль! Смирно стоять!" Мне нельзя было ни согнуть колени, ничего, я должна была на цыпочках, прижавшись к этому столбу, стоять. Проезжали мимо машины. Этих наемников-осетинов сотни в Донецке. Они останавливались, спрашивали, смеялись, фотографировались на моем фоне. Кто-то разыграл такой спектакль – сказал: "Все разойдитесь, я ей сейчас прострелю коленную чашечку". Я начала кричать, подпрыгивать, а они хохотали. Он выстрелил, но мимо", – рассказывает Ирина.
"Я вообще весь день прощалась с жизнью, все время просила: пожалуйста, убейте меня, не мучайте, просто убейте меня. Если вы считаете, что я заслуживаю, то просто застрелите. Они говорили: "Сука, ты так просто не отделаешься", – добавила Ирина.
После издевательств на площади Ирину забрали в расположение батальона "Восток", где она стала невольной свидетельницей издевательств террористов над людьми, которых привозили для допросов.
"Я слышала, как по телефону сказали: "Сейчас поедем за пидорасом". Буквально через десять минут затащили этого мужчину, я его не видела, но слышала такое, что, наверное, до конца жизни будет сниться. Я кричала в своем углу вместе с этим мужчиной, потому что его били так, он так кричал. Я так поняла, что его раздевали. Не знаю, было ли изнасилование, – его потом куда-то потащили, возможно, его насиловали уже там, но об этом шла речь. Он кричал жутко. Это все без суда, без доказательств. Кто-то позвонил, кто-то что-то сказал, человека забрали, привезли", – вопоминает Ирина Довгань.
Активистку освободили через несколько дней при содействии иностранных журналистов, которые обратились к командиру "Востока" Александру Ходаковскому.
"Меня провели через весь двор, мы вошли в какое-то другое здание. Там на первом этаже находился начальник батальона "Восток" Ходаковский и сидело очень много людей, видимо, его подчиненных. И он сказал такую фразу: "Я не знал, что эта женщина находится здесь у нас. Я не понимаю, как вы могли допустить такой позор. Я найду виновных, и они ответят. Мое личное мнение, люди на этой земле могут кормить и помогать кому они хотят, любой стороне – это не является преступлением". Все это было сказано в присутствии, как я уже потом поняла, двух журналистов, которые меня и освободили. Я написала расписку, что не имею никаких претензий материальных и так далее, что мне все возвращено", – рассказала Ирина.
Довгань отмечает, что многие жители Ясиноватой поверили в то, что она была наводчицей огня, так что вернуться в свой город вряд ли сможет.
"Я понимаю, что вернуться домой уже не смогу. Вот что для меня жутко. Мой маленький город Ясиноватая, у нас есть свой сайт, и там очень много людей написали, что считают, что я корректировщик и наводчица, что я расклеивала жучки на дома, в которые попали бомбы. И помещены фотографии: моя и разбомбленных домов. Мой дом не сфотографирован, а ведь он тоже разбомблен. Вы знаете, даже классная руководитель моей дочери написала. Я считала ее нормальной, а она такая тварь и гадина", – поделилась Ирина Довгань.
Война на востоке Украины. 31 августа. Онлайн-репортаж
Активистку удалось освободить из плена террористов 28 августа благодаря вмешательству иностранных журналистов.